На этой неделе Банк России разместил на своем официальном сайте доклад для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры», чем спровоцировал активные обсуждения в бизнес-сообществе. По сути, негативное отношение регулятора к регулированию криптовалют было известно давно, однако именно сейчас это отношение приобрело форму сформулированной концепции, снабженной определенными аргументами и выводами. При разработке доклада, Банком России была проведена значительная работа, - определена правовая природа криптовалют, дана их классификация, основные тренды, раскрыты основные риски, затронуты вопросы регулирования криптовалют, включая предложения по ограничению операций с криптовалютами в России. Сформулированная концепция обоснована определенными аргументами.
К слову, аргументация регулятора во многом несовершенна. Простой пример: по оценке Банка России высокая волатильность криптовалют обусловлена значительной концентрацией монет на руках небольшого количества владельцев, что создает возможность для умышленных манипуляций на рынке, особо высока концентрация в майнинге – 0,1% майнеров контролирует 50% мощности. Однако, по мнению Международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) менее 0,0001% взрослого населения в России — около 500 «сверхбогатых» граждан — владеют 40% всех финансовых активов россиян, или суммой $640 млрд. По оценкам банка Credit Suisse, в 2020 году в руках 1% самого богатого населения России сосредоточено 57% общего финансового благосостояния в стране, что является самым выдающимся показателем по выборке ключевых стран (в среднем по миру — 44%) . По другим данным, половина богатств России принадлежит 500 семьям . Следуя логике регулятора, в таком случае необходимо отказаться от наличных (безналичных) и другого имущества, ведь оно сосредоточено в руках небольшого количества владельцев? По мнению экспертов оборот операций с криптовалютой в $5 млрд. – это всего лишь 1,8% от валютных остатков на счетах компаний и физлиц (около 19,614 трлн.рублей по результатам III квартала 2021 года). Это – всего лишь один срез из многих доводов, приведенных в докладе регулятора.
Целесообразность правового регулирования выпуска и обращения криптовалют стала одним из наиболее обсуждаемых вопросов в бизнес-сообществах. Незначительное число государств приняло решение об отказе от регулирования либо об ограничении криптовалют (Китай, Индия, Бразилия и др.). Вместе с тем, значительное число государств с развитой экономикой рассматривают возможность в той или иной мере допустить выпуск и обращение криптовалют и больше склонны к их правовому регулированию, чем к запрету (в их числе – Швейцария, Сингапур, Гонког, Канада, Германия, Япония, Австралия и Новая зеландия и другие.
Бытует мнение, что запрет выпуска и обращения криптовалют «отбросит» Россию в экономическом отношении на годы назад, спровоцирует очередную «утечку мозгов» в более экономически развитые юрисдикции и возродит «серый» рынок. Кроме того, путем отказа от криптовалют государство не дополучит столько необходимых средств за счет налогообложения криптовалют и реализации майнинга.
Особое внимание следует обратить на государства, имеющие схожую с российской правовую систему и одобряющие в той или иной мере использование криптовалют в национальной экономике. Так, еще в 2017 году Президентом Белоруссии был подписан Декрет «О развитии цифровой экономики», установивший основы правового регулирования криптовалют, предусмотрел создание комфортные условия для ведения криптовалютного бизнеса, создание различного характера налоговых льгот на операции с криптовалютами, включая майнинг.
В сентябре 2021 года Верховная Рада Украины поддержала легализацию криптовалюты путем принятия соответствующего закона «О виртуальных активах»
Реализованные в законодательстве разных стран, в том числе близких России по сложившейся правовой системе, правовые режимы криптовалюты очевидно свидетельствуют о том, что такое регулирование возможно и о том, что оно соответствует интересам соответствующего государства и общества.
Очевидно. что консультативный доклад Банка России не является законом и даже нормативным актом. Это – позиция регулятора, размещенная для общественного обсуждения, сбора мнений и соответствующей корректировки (при необходимости). Анализ показывает, что позиция регулятора встречает понимание далеко не у всех заинтересованных министерств и ведомств. В частности, 25 января 2022 года Минфин России опубликовал собственную правовую позицию по данному вопросу , без их запрета: ведомство предлагает проводить все операции с криптовалютами через российские банки, идентифицировать держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов.
Позиция Минфина России была поддержана Росфинмониторингом , а Президент РФ отметил наличие у Росси определенных конкурентных преимуществ в сфере криптовалют в целом, майнинга и наличия высококвалифицированных кадров, в частности, и предложил сторонам прийти к какому-то единому мнению .
В любом случае, говорить о запрете выпуска и обращения в России криптовалют еще рано. Хочется верить, что по результатам проведенных обсуждений и слушаний заинтересованным участникам удастся достичь столь необходимого баланса и согласия, позволяющего создать качественную правовую основу для регулирования столь нового, прогрессивного финансового инструмента, обладающего несомненным потенциалом, снижения потенциальных рисков от его использования и, в целом, благоприятного воздействия на национальную экономику.