Сегодня непростое время для книгопечатания. Помимо нарастающей конкуренции электронных версий и гаджетов, грянул очередной кризис - санкции, блокирующие поставку материалов. Однако, тонкие ценители эстетики перелистывания страниц и их неповторимого запаха не переведутся никогда. В этом я уверен, как кандидат экономических наук и генеральный директор компании "ЛяРиба-Финанс" 

К чему же готовиться любителям литературы? 

Реалии таковы — санкции прошлись по всем направлениям: бумага, краски для печати, клей и даже нитки. В Россию были приостановлены поставки бумаги и других материалов из Финляндии и Швеции. Как выяснилось, отечественное производство наиболее популярной для печати дорогих изданий с иллюстрациями мелованной бумаги отсутствует как таковое. Ко всему прочему, типографии ощущают дефицит качественных красок для печати. А ценообразование напрямую зависит от стоимости материалов. В настоящий момент книги уже ощутимо выросли в цене на 5–10% и это только начало. На складах книгопечатания кончаются материалы досанкционных поставок и цены на книги будут расти. Издатели предупреждают, что эта цифра может вырасти до 25–30%. 

Перед издательствами и владельцами книжных магазинов стоит непростая задача сохранить доступность книги в цене. Большинство типографий уже активно ищут поставщиков бумаги в Китае, Южной Корее и Турции. Европейских поставщиков красок вполне могут заменить индийские компании.  Однако поиск альтернативных материалов и налаживание новых каналов поставок дело не быстрое и временного дефицита полностью избежать не удастся. Издательства стараются держать старые цены на уже выпущенные тиражи, но с прилавков книжных магазинов с молниеносной скоростью раскупаются книги для детей и школьная атрибутика, тетради и дневники.

Напомню, что сразу после введения санкций на бумагу Российский книжный союз направил письмо в Минцифры с предложением введения мер поддержки книгопечатания на период стабилизации ситуации. В числе предложений были: субсидирование пониженной кредитной ставки на покупку материалов для типографий, отмена таможенных сборов на импортную полиграфическую продукцию и ввоз мелованной бумаги. Минфин не поддержал предложения по снижению ставок НДФЛ и единого социального налога, а также отказал инициативе по отмене налога на прибыль до конца 2022 года. Из заочно одобренных мер поддержки Минфин пообещал рассмотреть предложение по отмене таможенных сборов до конца этого года при ввозе бумаги. Из поддержки со стороны Минцифры представители книжной отрасли могут рассчитывать на продление сроков уплаты страховых взносов на 12 месяцев и льготное кредитование.

В любом случае, меры по удержанию ценника на печатную продукцию предпринимаются комплексно и со стороны издателей, и со стороны государства. Вполне возможно, что именно это заставит развивать российское производство.

Что-то прогнозировать именно сейчас довольно сложно. Но можно предположить, что рынок в скором времени стабилизируется благодаря тому, что издатели делают всё возможное, чтобы к нам опять не вернулось "пиратство". К тому же, наши соотечественники — это, в первую очередь, интеллигенты, и нашу жажду к культурному обогащению и знаниям ничем не остановить. А книгоиздание уже давно не только способ получения информации с бумажного носителя, но и своего рода искусство и культурный код. 

  Это далеко не первый кризис, который нам доводилось переживать и каждый раз все говорили - это конец, но выжили и продолжали развитие. Я, как владелец книжного магазина, писатель и издатель бизнес-романа "Жизнесмен" могу подтвердить, что нынешняя ситуация, по факту, почти не отразилась на продаваемости книг и интересе читателей к книгам.