В целом я выделяю четыре этапа развития компании.
- Компания только формируется и пытается понять ожидания рынка, придумать и сформулировать свою роль.
- Ожидания и роль сформулированы. Компания учится им соответствовать.
- Компания достигла мастерства. Ее умения равны ожиданиям рынка.
- Ожидания рынка сменились, но компания продолжает делать то же, что и раньше.
Обычно кризис наступает именно на этом этапе. Как понять, что он близок?
- Стагнация дохода. Не падение, а именно замедление — первый плохой признак. Любой предприниматель закладывает в свою бизнес-модель рост, и если его не происходит, нужно разбираться в причинах. Как правило, их две: либо компания не научилась масштабироваться, либо что-то просмотрела на рынке, и конкуренты ее обогнали.
- Цинизм сотрудников. На практике это значит — нежелание выполнять более амбициозные задачи, уверенность в том, что “и так сойдет”. Команда хочет заниматься только тем, что умеет, и занимает экспертную позицию — каждый считает себя законченным профессионалом. Если сотрудники не хотят развиваться и выходить за рамки своих текущих умений — это путь к скорому кризису.
- Топ-менеджмент теряет контроль. Первые звоночки того, что директор перестает управлять ситуацией в компании — провалы в показателях, который начинают носить системный характер. А главное, менеджмент не может объяснить их причину и постоянно ссылается на внешние факторы.
- Недовольство потребителей. Самое опасное — когда постоянные, лояльные покупатели перестают покупать ваш товар или продлевать пользование услугой. Это может означать очень глубокий кризис, устаревание самой идеи бизнеса.
Для того, чтобы не окунуться в кризис с головой или быстро из него выйти, самое главное — перестать искать ответы внутри компании и оглядеться по сторонам. Поговорить со стейкхолдерами, независимыми экспертами, узнать, что происходит у конкурентов. И только потом налаживать внутренние процессы.