Расскажи, пожалуйста, про свой новый проект «Распущенные». Почему решила распустить свои работы?

«Распущенные» я задумала еще год, может быть, полтора года назад уже так осмысленно. Я опиралась на традицию буддистских монахов, которые создают мандалу из песка и потом ее распускают. Получается иллюстрация цикличности и непостоянства мира — такая небольшая отсылка туда. Эти размышления совпали с кризисом переосмысления себя. Мне показалось, что будет неплохой жест — распустить свои работы и подумать о вечном.

Выставка «Распущенные», Катика, ЦСИ Винзавод. Фото пресс-службы
Выставка «Распущенные», Катика, ЦСИ Винзавод. Фото пресс-службы

Как отбирала работы, которые составляют проект? Почему именно эти пять?

Первое распустила «Сердце», вход в этот проект. Остальные выбрала, чтобы видео процесса не были длинными, но при этом узнаваемые. Все, кроме центральной части, в которой представлен автопортрет, — работы из разных проектов, которые, не жалко. Хотя, конечно, жалко. 

Полароид с работой «Сердце», Катика. Фото предоставлено художницей
Полароид с работой «Сердце», Катика. Фото предоставлено художницей

Центральную работу — «Я», которая долгое время стояла на аватарках в моих соцсетях — намеренно распустила, чтобы вообще почувствовать, а каково это разрушать, что ты так долго делал. Я потратила в 2017 году на ее создание около двух недель. Получилась работа с собственными эмоциями, ощущение, что ты что-то убиваешь в себе.

Полароид с работой «Я», Катика. Фото предоставлено художницей  
Полароид с работой «Я», Катика. Фото предоставлено художницей  

О чем думала в процессе, пока распускала созданные тобой же объекты? 

Моя практика в целом про медитацию. Вязание для меня — медитативное повторение одного и того же действия. А здесь, получается, ты делаешь это в обратную сторону. Я пыталась вспоминать, что чувствовала, когда это вязала. Естественно, я думала: «здесь бы я получше сделала, вот тут косяк, здесь так плохо сделано, правильно, что распускаю». Но это такое глубокое философское размышление: кто я, зачем я это делаю, кому это все надо? Я решила, что это будет неплохая выставка, посетители смогут смотреть и думать об этих вопросах.

Ты говоришь, что: «Нити в моих работах — это струны, из которых соткано пространство, это связи между людьми, стержни коллективной памяти...», — ты сейчас чувствуешь распад этих связей?

Нет, наоборот, подтверждение, что так оно и есть. Мы все созданы из одних и тех же молекул, одни и те же у нас внутри составляющие, кирпичики. И получается, что эти нитки, из них можно связать что угодно: носки, трусы, картину, порно, шарф, другие работы и так далее. В этом ключе я подтверждаю свое убеждение, что мы все связаны. 

Катика на открытии 8 сезона Открытых студий Винзавода. Фото пресс-службы
Катика на открытии 8 сезона Открытых студий Винзавода. Фото пресс-службы

Планируешь ли сделать из оставшейся пряжи новые объекты?

Я еще, честно говоря, не думала. Может быть, кому-то подарю этот проект, а может, пущу его дальше, буду перевязывать.

Пока выставка идет, я даю пряже время решить самой, что она хочет из себя потом сделать. Но да, это, мне кажется, хорошая идея, перевязать ее в что-то новое.

Как тебе формат: совмещение digital и физических объектов? Ты не часто работаешь с цифровыми медиа. 

Это не первый раз, но впервые концептуальная артикуляция идеи через цифровой медиум. Очень сложно, потому что очень ответственно. Оказывается, просто снять свои руки — это целое дело. Все снять, смонтировать — это требует огромного труда и качества, внимания к деталям. 

«Распущенные» — эксперимент. Мне нравится вязание, но что еще можно с ним сделать? Как расширить практику? Мне интересно использовать видео, хотя в таком формате — это определенно выход из зоны комфорта. Мне понравилось, но вряд ли буду повторять.

Выставка «Распущенные», Катика, ЦСИ ВинзаводФото пресс-службы  
Выставка «Распущенные», Катика, ЦСИ ВинзаводФото пресс-службы