Почему вдруг Мураками и овцы стали идеей проекта?
Евгения Болюх: Я давно люблю Мураками, а для выставки мы выбрали его роман «Охота на овец». У главного героя жизнь проходит бесцельно и по наитию, ему ничего особо не интересно. Он просто живет и выполняет базовую работу в неприметной рекламной конторе. Но внешние обстоятельства меняют его жизнь.
Его вынуждают отправиться на поиск особенной овцы, хотя он сам этого не хочет. Таким образом, прерывается его обычный процесс существования. Эта овца, когда вселяется в людей, наделяет их безграничной властью. Они получают силу, а овца действует через них в своих интересах. В итоге герой находит овцу, но это ничем особо не заканчивается. Напрашивается такой вывод: может быть, иногда в жизни важна не цель, а процесс.
Многие мои работы, про обстоятельства непреодолимой силы, навязанные установки, дихотомии. Работы долгие в исполнении, то есть процесс в них занимает большое место. На выставке мы говорим про две вещи: про попытку уделить внимание процессу и про навязанные установки, которые по сюжету происходят через овцу.
Иван Репкин: Выставка, как написано в кураторском тексте, про поиски смысла, про поиск этой идеи или, может, что смысл заключен в самом поиске. На этом пути ты можешь столкнуться с противоречием или кризисом, предпринять попытки побега или преследования цели. И, возможно, это бегство за подвешенной морковкой, которая на самом деле абсолютно бессмысленная. Она про то, что все на самом деле бывает проще, чем нам кажется. И тот экспозиционный лабиринт путей, который мы создали, — это макет, конструктор, который люди сами себе строят. Достигнув ее, либо не достигнув, оказываешься в разочаровании. Это выставка во многом и про нас с Женей.
Это первая выставка Винзавод.Эксперимент, в которой на равных представлены два художника. Почему решили делать парную выставку?
Е.Б.: С Ваней мы подружились в Открытых студиях Винзавода (Женя Болюх и Ваня Репкин — выпускники 11 сезона — прим. ред). Мы понимаем друг друга с полуслова. Мне понятна практика Вани. И мне спокойнее, когда ты рядом с человеком, который тебя понимает. И когда ты с кем-то работаешь над общим высказыванием, оно становится более широким, более интересным и многогранным. Идти в эксперимент — шаг из зоны комфорта. Мне кажется, это тотально удалось.
Как вы работали над проектом вместе? Это довольно сложно, когда есть одно выставочное пространство, два художника, довольно разных формально. Как вы находили точки соприкосновения?
И.Р.: У нас сразу сложился «мэтч», при том, что мы разные стилистически. Мы поддерживали друг друга, ни разу не поругались за полгода, вот с первого момента, когда стали про проект говорить. Все время как-то наоборот было с поддержкой и взаимопониманием. Мы с Женей подружились еще во время 11-го сезона Открытых студий Винзавода и у нас с тех пор есть взаимопонимание, поэтому нам было комфортно друг с другом.
Нам очень повезло с командой ЦСИ Винзавод, куратор Наталия Дядюнова в первый же день предложила шторы, которые напоминают мясную лавку и исторически связаны с ЦСИ Винзавод, — те самые шторы, которые висели на первой выставке НИИ Архив.
Как только Наташа их предложила, выяснилось, что Женя давно хотела с такими поработать, но все думала, как это сделать. Работа шла сложно физически: сроки, монтаж и прочее, но, в то же время, очень легко, потому что мы все сработались.
Поиск смысла, с одной стороны, очень сильно объединяет людей, поскольку многие пытаются его найти, и разъединяет, так как все очень по-разному его обретают, либо не обретают совсем. Звучит ли эта идея в проекте?
Е.Б.: Можно сказать, что если ты ищешь смысл своей жизни, то, скорее всего, первой задачей является отделение «твоих» смыслов от навязанных обществом. Когда ты понимаешь, что навязанное извне, не совсем соответствует внутренними желаниями, возникает необходимость пересмотра определенных ценностей. Возникает чувство пустоты. Мы что-то убираем, и на этом месте образуется пустота, с которой мы предлагаем побороться в инсталляции VOID. И мы боремся… Но эта борьба выглядит абсурдной. Потому что пустота — это, в том числе, пауза, в которой происходит процесс наполнения новым.
Когда ты обретаешь эти новые смыслы, если они идут в противовес твоему окружению — происходит борьба роя и стаи. Потому что у животной стаи одна логика взаимодействия. То есть стая, если мы берем овец, следует за бараном. Чтобы управлять всей стаей, надо управлять только главным бараном, остальные просто следуют за ним. Это такое слепое следование без анализа (и в книге эта мысль звучит). А в рое немного по-другому.
Но мы сейчас не про рой, выставка про стадо. И, соответственно, при пересмотре своих ценностей, в образовавшейся пустоте возникают бессонница и тревожные сны, как у Вани в работе «Сны». В такие моменты человек понимает, что ему нужно, не совсем то, что в него заложили. Он как ребенок начинает заново пробовать разного себя. И это серия «Маска для маленькой девочки». И когда ты теряешь цели, то будущее вообще не понятно. Это работа Future. И вот в этих во всех страхах и непонимании, куда тебя приведет этот путь, важно отпустить цель и просто отдаться процессу.
Поскольку одна из идей выставки — это размышление о смысле жизни, в экспозиции появляются отсылки к религиозному. С одной стороны, здесь, очевидно, буддийские размышления о процессуальности. С другой стороны, это охота на овец. Овца — агнец Божий. Это важная концептуальная составляющая проекта? Или так само получилось?
И.Р.: Это важный для меня момент, потому что я стараюсь в работах часто использовать, в хорошем смысле, референс на МХК. Изначально работа «Раскол» создавалась с использованием «Притчи о слепых». Кроме нее в других работах есть отсылки.
Е.Б.: у меня вообще не было этой призмы. Абсолютно. И Ванин «Раскол» для меня больше о многообразии углов зрения. Ты сам комбинируешь картинку, которая стоит перед тобой. Так же, как и мои «Гербарии», которые разбросаны по всей выставке. Это про фрагментарность и про ее пересборку. У меня не было религиозной оптики.
И.Р.: Это здорово, если такие мысли появились. В любом случае, каждый найдет для себя свои идеи. Какие-то мы могли использовать намеренно, какие-то могли появиться случайно. В этом весь кайф.
Выставка входит в направление Винзавод.Эксперимент. В чем ваши личные эксперименты?
И.Р.: Мой эксперимент, во-первых, в новых материалах и в работе с людьми в маленькой команде. Ранее я участвовал только в групповых выставках. Когда ты участвуешь в групповой выставке, ты приглашенный автор. Здесь мы сами диктуем, что нам нравится, что нам хочется, и мы сами формируем повествование. Для меня это эксперимент.
Е.Б.: Мой самый главный эксперимент в формате. Я ни разу не делала персональную выставку из-за нежелания делать выставку ради выставки и требовательности к себе. И я довольна тем, что, наконец-то, была готова к цельному высказыванию. Эксперимент удался.
Выставка — это попытка приблизиться к ответу на вопрос «В чем смысл жизни?» Как ты думаешь, куда эта ваша попытка приведет зрителя?
И.Р.: Каждый зритель по-своему ответит на вопрос. Это зависит от того, в каком состоянии и с каким бэкграундом зритель приходит на выставку. Мы говорим про искусство, и у каждого своя оценка, и она очень сильно зависит, что у тебя на душе сейчас. Мы все-таки работаем, в первую очередь, чтобы сделать свое, мысль посеять, но кто какие плоды возьмет, мы не знаем.
Нет желания донести конкретные мысли?
И.Р.: Это было бы круто, но мы не занимаемся насилием.
Выставка открыта ежедневно с 12:00 до 20:00 в Акцизном зале ЦСИ Винзавод. Подробнее — на сайте.
