В основе мирового театра – мир. Об этом убедительно напомнили организаторы десятого венгерского театрального фестиваля MITEM (Madách International Theatre Meeting), собравшего деятелей театра из России, Украины, Германии, Румынии, Грузии, Польши, Франции, Словакии, Сербии и других стран. В этом сезоне Будапешт стал вибрирующим местом притяжения театралов. Удивительным образом столица Венгрии смогла привлечь и вовлечь в свой театральный праздник представителей разных театральных школ, направлений, убеждений, видов и типологий театра. И им здесь не тесно. 

Этот праздник, начатый Театральной Олимпиадой и продолженный фестивалем MITEM не был призван развлечь или отвлечь публику от серьезных глобальных вопросов и вызовов. Напротив, программа фестивалей и мероприятий так или иначе затрагивала самые болевые и волнующие вопросы современности через призму театра. Старые и новые формы, классика и острая современность, гармония и столкновения, диалог и диспуты, – все это, и всегда чуть больше, присутствовало в программе MITEM.

За сравнительно короткий срок усилиями режиссера Аттилы Виднянского и его команды единомышленников Венгрия сумела проделать гигантский путь и стать не рядовой, но значимой точкой на театральной карте мира. Это уникальный кейс, который уже сейчас стоит изучать в университетах, где готовят управленцев в сфере культуры и искусства. А еще это история о том, что мечты сбываются, если мечтать деятельно!

Сцена из спектакля «Книга Руфь» Государственного еврейского театра Румынии
Сцена из спектакля «Книга Руфь» Государственного еврейского театра Румынии

2023 – веха в истории Венгерского театра. Весной 2023 года здесь состоялась Театральная Олимпиада, ставшая самой масштабной за всю историю этого проекта. 400 компаний из 58 стран посетили Венгрию и представили около 750 постановок. Театральный вихрь захватил не только столицу, но и все регионы страны, позволив каждому зрителю из самых отдаленных уголков прикоснуться к чуду театра.

Это не только театральный праздник, но и важный социальный проект, направленный в том числе и на излечение травмы, нанесенной всем нам и индустрии театра пандемией. Зрители, с одной стороны, соскучились по театру, с другой – научились обходиться без него, приобретя страх посещения коллективных мероприятий. Театральная Олимпиада помогла этот страх преодолеть. Доказала она и то, что, несмотря на войны и противостояния, люди театра являются подлинными амбассадорами культуры своих стран и подлинных человеческих ценностей.

Весной погода в Венгрии бывает переменчива, но в дни Театральной Олимпиады здесь было по-человечески тепло и светло, не было напряжения, политических диспутов и косых взглядов. Это большая победа организаторов, ведь это была, пожалуй, Театральная Олимпиада с самым тяжелым информационным фоном. Искусство победило сиюминутность. Вот бы так случалось всегда…

Сцена из спектакля «Путешествия Гулливера» Těšínské Theatre in Český Těšín (Чехия)
Сцена из спектакля «Путешествия Гулливера» Těšínské Theatre in Český Těšín (Чехия)

Продолжением Театральной Олимпиады стал специальный выпуск Madách International Theatre Meeting. Он вместил «квадригу» тематических блоков, включающих в себя программу  MITEM+ совместно с Комеди Франсез, Кошицким театром (Словакия) и Югославским драматическим театром (Сербия); Фестиваль «Синергия»; Смотр спектаклей венгерского национального театра и фестиваль BEREHOVE 30, посвященный юбилею одноименного театра.

Объять необъятное практически было невозможно (фестиваль продлился почти месяц), но, может быть, именно это ощущение «недосмотренности» и заставит вернуться в Венгрию еще раз. Много раз…

Не только даты и «юбилейность» роднят Театральную Олимпиаду и мероприятия MITEM, но прежде всего моральный кодекс и этические принципы. Здесь не соревнуются, не определяют победителей и проигравших, не определяют иерархию и не навешивают ярлыки. Здесь нет диктата «кассы» и модных трендов. Звучит идеалистически, но оказалось, что этот идеал достижим. Здесь нет удушающей искусство и людей искусства гонки и конкуренции. Вместо этого здесь есть поиски и находки, театральные эксперименты в области формы и нового художественного языка, и соседствующие с ними примеры традиционного театра, который не выглядит «музейным». От народного танца до новой драмы, от цирка до кукольного театра, от эпических полотен до любительского театра, – здесь всем хватает места, разные жанры не сталкиваются, но взаимодействуют, обогащая зрительский опыт публики.

Режиссеры и драматурги – люди театра – здесь пристально и прозорливо формируют программу, которая предлагает зрителям срез мирового и национального театра. Это не crème de la crème и ярмарка тщеславия знаменитых имен и названий-брендов, но прежде всего палитра качественных спектаклей, в которых художники вложили мысль, чувство, эмоцию, намерение, самобытность и авторский почерк.

Отбор спектаклей здесь ведется тщательно и кропотливо и, например, попадание в National Theatre Showcase – это уже значимое достижение для спектакля и его создателей. А для зрителей, учитывая многолетний кредит доверия MITEM – это гарантия качества.  Если вы только начинаете путешествие в мир театра или думаете, что видели в театре все, вам стоит оказаться в Венгрии и убедиться, что время удивляться (приятно) еще не прошло.

Сцена из спектакля «Падающая церковь» Těšínské divadlo in Český Těšín (Чехия)
Сцена из спектакля «Падающая церковь» Těšínské divadlo in Český Těšín (Чехия)

Изначально идеей MITEM было вовлечение национального театра в международный театральный контекст, но как это часто бывает в героических фильмах, решая личную проблему, герой спасает мир. MITEM – это то, что противостоит разрушающим тенденциям в мире, убивающим человеческое в человеке. MITEM стремится познакомить и сплотить художников разных стран и школ, мнений и подходов на территории театра, представляющего собой единство противоположностей.

MITEM начинался с показов спектаклей из 12 стран. За десять лет эта цифра достигла 50 стран и 300 спектаклей. И судя по планомерному и уверенному движению этой инициативы и ее команды – это не предел.  Статистика нынешней юбилейной встречи располагает к цифре 10 – 10-ый MITEM, 10 спектаклей, 10 театральных компаний и 21 театральная постановка. Палитра языков: идиш, польский, венгерский, русский, французский, словацкий, сербский, немецкий, английский и другие языки, главным из которых стал язык театра.

Сцена из спектакля «Страх съедает душу» Theater TKO (Германия)
Сцена из спектакля «Страх съедает душу» Theater TKO (Германия)

Язык памяти, воскрешающий mameloschen в спектакле Eugen Gyemant «Книга Руфь»
(по пьесе Mario Diament) оказалась созвучна с языком балагана на темы гоголевской «Шинели» в постановке Автандила Варсимашвили и дополнилась звучанием языка истории и агонии мира в спектакле «Агон» (по произведению Péter Pál Józsa) в постановке Аттилы Виднянского.

Язык преодоления стереотипов прозвучал в постановке Nada Kokotović, вдохновленной киносценарием Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу», ему вторил язык преодоления цензуры в спектакле Иво ванн Хове  выбравшего для постановки трехактную версию мольеровского «Тартюфа» Three, подвергнутую цензуре Людовиком XIV, а язык человеческой трагедии на фоне вывихнутого времени прозвучал в постановке «Войцек» Аттилы Виднянского мл.. Эти и другие театральные языки и наречия нашли общий язык с многоязычной публикой.

Знаменитые величественные и изящные мосты Будапешта наверняка послужили вдохновением для организаторов MITEM,  потому что строительство культурных мостов – это основная миссия фестиваля и театрального форума. Здесь успешно преодолеваются идеологические и политические противоречия, которые просто не пускают в зал театра. Отсутствие лицемерного «прекраснодушия» и «приторности» – черта фестиваля, которому при этом удается демонстрировать острые углы, но не ранить ими…

Сцена из спектакля «Шинель» Тбилисский государственный театр им. А. С. Грибоедова (Грузия)
Сцена из спектакля «Шинель» Тбилисский государственный театр им. А. С. Грибоедова (Грузия)

Выставки, кинопоказы, дискуссии, профессиональная площадка, премьеры и гастроли, а также «фестиваль в фестивале», – все это MITEM. Симфонию и взаимопроникновение искусств воплощает и интегрированный в программу – фестиваль Синергия. Акцент фестиваля сделан на языковых и этнических меньшинствах. Сохранение редких языков и поиск нового художественного языка – фестиваль Синергия транслирует свою культурную миссию, распространяющуюся далеко за пределы театральных подмостков. Мультикультурализм и лингвистическое разнообразие, а также внимание к обычно недооцененным национальным театрам, – все это стремится воплотить фестиваль, основанный в Сербии, но легко преодолевший географические границы, также как его спектакли преодолевают языковой барьер между сценой и зрителями.

Культура открытости, любознательности и понимания – это три доминанты, объединяющие Театральную Олимпиаду и, по сути, ее финальный аккорд – Madách International Theatre Meeting.

Девизом Театральной Олимпиады были строки «О человек, борись и уповай» выдающегося венгерского поэта и драматурга Имре Мадача из его magnum opus «Трагедия человека». Девиз MITEM тоже взят из этого произведения и звучит как «Не лишай меня моей веры в искусство». Именно вера сегодня, по мысли организаторов фестиваля, – та доминанта, тот фундамент и моральная опора, которая помогает преодолевать ежедневные нокауты новостей и помогает не заблудиться в веренице серых и черных оттенков века. Вера в искусство, человека, в высшие силы, в себя, в завтрашний день, в рассеивающийся мрак, в свет, в милосердие, в справедливость, все-таки, пусть и с опозданием, но торжествующую, в первый крик рожденного для счастья нового человека…

Сцена из спектакля «Тартюф, или Обманщик» Comédie Française (Франция)
Сцена из спектакля «Тартюф, или Обманщик» Comédie Française (Франция)