За прошедший год мы в ГК «МОСТ» - инвестиционной и девелоперской компании, изучили более 15 предлагаемых к рассмотрению инвест-проектов, среди которых были производственные, коммерческие и социально-экономические проекты. Мы рассматривали как стартапы, так и действующие бизнесы, которым нужны дополнительные оборотные средства.

Мы внимательно изучаем каждый предлагаемый инвест-проект на предмет его рентабельности и перспектив развития, поскольку наша компания использует собственные средства, а также привлекает частных инвесторов.

Мы получали предложения в совершенно разных форматах, разной степени наполненности информацией и различной глубины проработки, поэтому в данном тексте будут представлены выводы относительно оптимального варианта подачи инвест-предложения на рассмотрение инвестору.

Достойно упакованный и поданный проект позволит выгодно преподнести ваш проект, и помочь инвестору по достоинству оценить предложение и перспективность вложений.

Стандартным видом подачи информации считается pdf-презентация.

Обложка

На обложке размещается лого, дескриптор (что делает стартап/проект в 1 фразе), иллюстрация продукта. Можно добавить город и год.

В рамках данного слайда фаундеру необходимо выразить суть своего проекта одним предложением или абзацем. Фраза должна точно описывать деятельность компании и при этом вызывать у слушателя желание узнать о компании подробнее.

Summary или Результаты на сегодняшний день

Слайд должен содержать информацию о текущих метриках компании: выручке, количестве пользователей и клиентов, партнерах и клиентах, о том, как бизнес работает сейчас.

Если у стартапа еще нет трекшна (пользователей, выручки), можно показать любые факты, которые подтверждали бы ценность решения для клиента в денежном эквиваленте.

Команда

От уровня квалификации специалистов во многом зависит успех проекта. Если команда проекта действительно имеет wow-бэкграунд и опыт, которого может быть достаточно, чтобы убедить инвестора в том, что члены команды реализуют проект в соответствии с инвестиционным проектным планом, то такой слайд следует расположить после summary.

Если команда не совсем "wow", слайд лучше поставить в конце презентации, перед блоком об инвестициях и структуре сделки.

В презентации проекта стоит указать оргструктуру бизнес-проекта и отметить профессиональные достижения членов команды, их релевантный опыт и образование.

«Меньше, но лучше»: нет смысла перечислять весь опыт, даже если он весь релевантный, это сделает слайд тяжелым и трудным к восприятию. Но ключевые навыки, которые максимально раскроют профессиональную экспертизу члена команды и умение работать на результат, указать стоит.

Далее,

структуру презентации стоит разбирать от общего к частному, где общее – это обзор рынка, SWOT, а частное – особенности конкретно вашего бизнеса, УТП, детали.

Рынок: проблема и контекст

Чтобы доказать наличие спроса на продукт, рекомендуем тщательно изучить рынок сбыта. Чем больше объем рынка, тем привлекательнее проект в глазах инвесторов.

Раздел может быть представлен следующими слайдами:

Обзор рынка:

Постарайтесь взглянуть трезвым взглядом и оценить соперников.

• Кто они?

• Что продают?

• Какую часть рынка занимают?

• Почему покупатели предпочтут ваш товар или услугу, а не их?

• Какие препятствия могут возникнуть при выходе на данный рынок?

Не забудьте про косвенных конкурентов, которые пока работают в другом сегменте, но располагают аналогичными возможностями и могут составить вам конкуренцию позже.

Приведите соответствующую статистику и данные, которые подтвердят, что проблема реальная и важная для ЦА, и за решение которой клиенты готовы заплатить прямо сейчас.

Возможности рынка:

Объясните, кому вы будете продавать свой товар или услугу и почему данная группа потребителей для вас привлекательна.

Здесь нужно ответить на несколько ключевых вопросов:

•        Насколько велик рынок?

•        Как быстро он растет?

•        Каковы возможности роста и потенциальные угрозы?

•        Как вы будете с ними справляться?

Большую часть этой информации можно найти через отраслевые сайты и СМИ, через официальную статистику, отчеты аналитиков и даже у других бизнесменов.

Обязательно указывайте источник информации — на случай, если вас попросят подтвердить ваши заявления или потребуется обновить данные.

Анализируем объем рынка и конкурентов:

Тут стоит оценить объем существующего рынка сегодня, динамику роста в ближайшие 5-7 лет, 2-3 ключевых драйвера, благодаря которым рынок будет динамично расти.

Конкурентный анализ, отстройка:

Покажите несколько конкурентов, SWOT, а также ключевую отстройку вашего инвест-проекта от конкурентов и от альтернативных решений проблемы (других продуктов или старых методов решать заявленную проблему).

Далее,

переходим к частному, к конкретному бизнес-проекту.

О вашем проекте

Слайд объясняет продукт настолько просто, насколько это возможно. Например, бывает так, что инвестор просто не может понять, что за продукт делает стартап, поскольку фаундер со своим продуктом работает давно и в режиме 24/7, и ему кажется, что все очень понятно и прозрачно, но человеку, который о продукте слышит впервые, лучше объяснять максимально просто.

Бизнес-модель/Модель монетизации

Здесь стоит подробно описать все источники дохода (продажа продукта, услуги) и структуру издержек компании (фонд оплаты труда, аренда, эксплуатационные расходы), упомянуть и обосновать все возможные доходы и издержки.

Из каких потоков состоит выручка, какая бизнес-модель используется для каждого потока, какую долю от всей выручки составляет каждый поток.

Также можно указать конкретных поставщиков или партнеров, с которыми собираетесь работать, чтоб инвестор видел, что у вас уже готов фундамент.

На отдельном слайде отобразите планируемую выручку и чистую прибыль на ближайшие 5 лет. Особое внимание уделите потенциальным драйверам роста − чем больше у компании будет возможностей для масштабирования, тем выше шанс получить финансирование.

Юрлицо и документы

Если у вас уже есть юридическое лицо, покажите инвестору документы, для того, чтобы он смог проверить вашу платежеспособность, юридическую чистоту, убедиться, что направления деятельности соответствуют запланированным, и прочие важные параметры.

Предложение инвестору

На отдельном слайде напишите, на каких условиях вы приглашаете инвестора к сотрудничеству.

Например, вы можете пригласить инвестора войти в состав учредителей путем увеличения Уставного Капитала.

Для прозрачности платежей вы можете предложить инвестору ввести в состав команды проверенного главного бухгалтера от его имени и так далее.

Дорожная карта

В конце инвест-презентации стоит показать инвестору, что фаундер мыслит стратегически и понимает, куда он ведет стартап/бизнес в ближайшем будущем после привлечения инвестиций. Почему этот продукт нужно делать именно сейчас. Поясните, каким образом ваша компания будет развиваться в текущих рыночных условиях, какие из них будут помогать бизнесу расти.

Приложения

Сюда могут входить детальные резюме, сведения о кредитоспособности, маркетинговый план продвижения, копии заключенных договоров, в том числе, об аренде, гарантийные письма от будущих клиентов, свидетельства о регистрации патента и товарного знака и прочее.

Резюмируя вышесказанное, есть 3 фактора, на которые инвестор смотрит в первую очередь:

1. Рынок - он должен быть уже большим на сегодняшний день и/или активно расти в ближайшем будущем.

2. Команда - инвестиции дают в руки лично фаундерам, не в проект, не в продукт, не в рынок, а лично конкретным людям, в которых инвестор почему-то поверил.

3. Проблема, которую решает стартап, чаще всего для инвестора в разы важнее, чем сам продукт.

Желаю вам успешных инвест-проектов! С уважением, Татьяна Зикункова