Иркутск-Москва

Я родился и вырос в Иркутске в совершенно обыкновенной семье. Жили так же, как все, никто никогда не занимался предпринимательской деятельностью, ничего такого не было. Я не мечтал быть космонавтом, президентом или чиновником, но откуда-то появилась мысль, что хочу быть директором нефтегазовой компании. С одной стороны, в Иркутске нет нефтедобычи, чтобы такой пример был перед глазами, с другой – из нашего города довольно многие ездили на вахту в филиалы «Роснефти», и было ощущение, что нефтяники – классные, богатые и успешные. И эта мечта меня грела настолько сильно, что я решил поступить в Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина – самый престижный ВУЗ в отрасли.

Учеба в Губкинском университете всегда была дорогой, а у моей семьи таких денег не было, но я оказался настолько замотивирован, что сдал ЕГЭ по физике на 100 баллов. В тот год стобалльников по этому предмету было всего три человека на страну. Нас проверяли на списывание и прочие нарушения, но ничего не нашли и в итоге подтвердили, что все было сдано честно и правильно. Так я попал в Губкинский университет, хотя и по нижней грани. Купил билет на поезд до Москвы и отправился в столицу. 

«Лета я не видел»

Первые деньги я заработал в 13 лет – раздавал визитки на улицах Иркутска. Через год мы скинулись с друзьями и купили «копейку» 1987 года. Бдительные сотрудники автоинспекции нас тогда ловили, но воспоминания о покупке до сих пор греют.

Когда я оказался в Москве, то понял, что помимо платы за учебу, на чем я сэкономил, попав на бюджет, надо как-то зарабатывать деньги на жизнь – просто студентом оставаться на шесть лет я не собирался. Первый бизнес-проект был связан с монтажными работами – мы с ребятами размещали рекламные баннеры. Но это, скорее, подработка, а к следующему проекту я подошел более комплексно.

Тогда был бум на микронаушники – компактные устройства, которые студенты использовали, чтобы списывать на экзаменах. Основная проблема была в том, что часто такие наушники приходилось доставать в кабинете ЛОРа. Мы подошли к этой задаче как к серьезному проекту: размещали рекламу в соцсетях, делали креативы, упаковывали товар, который отличался от других более высоким качеством, давали гарантию и в каких-то случаях даже помогали на экзаменах. Это был пусть и не очень долгий и серьезный проект, но мне он позволил прокачать навыки от рекламы до оказания сервисных услуг.

Все это приносило определенный доход. Не могу сказать, что его хватало на жизнь, потому что в Москве их никогда не хватает, но я себя чувствовал комфортнее ребят, которые посменно в условном McDonald's работали.

После третьего курса началась производственная практика, и большинство моих однокурсников купили ее в соседнем колледже, а я для себя принял решение, что если я учусь чему-то, то учусь серьезно. То лето я провел вместе с мошками в югорской тайге – это было Линейное производственное управление магистральным газопроводом ООО «Газпром трансгаз Югорск», расположенное возле небольшого поселка Вонъеган в 25 километрах от Нягани. Пока мои однокурсники балдели в Москве, я лета не видел. Зато приехал в университет, реально прокачанный на практике. На четвертом курсе я уже полгода провел в Магадане, куда меня пригласили на должность замдиректора завода по производству селитровой взрывчатки. Я занимался автоматизацией процессов, разобрался в этом направлении, и все было настолько хорошо, что мне предложили многолетний контракт с американской компанией там же, в Магадане. Но приоритеты у меня были другие – мне необходимо закончить магистратуру, поэтому от заманчивого контракта на Колыме я отказался в пользу столицы. Учитывая, что я набрал очень хороший опыт в автоматизации – сфере, которая начала активно развиваться – я был уверен, что найду себе применение в смежных отраслях. 

Пришел, увидел и купил

Я занялся поисками работы в Москве и откликнулся на вакансию менеджера по продажам в компанию Open Service. Пришел на собеседование, меня спросили, знаю ли я английский, и дали две книжки о продукции – фирма оказывала услуги по автоматизации заведений ресторанной сферы. Надо было выучить оттуда прайс, основные технические нюансы и готовиться продавать продукт клиентам. Через три дня я через соцсети нашел некоего Артема, который открывал бар. Позвонил ему из офиса, сказал, что все знаю про открытие (а сам ничего не знал) и готов приехать, помочь. Одеваюсь, меня спрашивают, мол, куда собрался, у тебя же стажировка. Я говорю: «у меня встреча», а в ответ вижу удивленные глаза. В общем, через несколько часов я вернулся, привез с собой 90 тыс. рублей – это была самая быстрая сделка новичка в компании.

С системой мотивации я быстро освоился и не помню, чтобы в какой-то месяц не выполнил план. Я разбирался в тонкостях продукта, постоянно развивался и вскоре из простого менеджера по продажам вырос до руководителя отдела.  Через некоторое время, когда я себя уже хорошо зарекомендовал и набрал серьезный опыт, мне предложили попробовать себя в роли коммерческого директора всей структуры – на тот момент это было восемь регионов присутствия. Мне дали испытательный срок, на который пришлись пандемия, сильно ударившая по ресторанному бизнесу, финансовые и экономические ограничения но в итоге нам удалось сохранить компанию, а компания продолжала расти.

Вместе с этим мы постоянно думали, что можно улучшить и оптимизировать внутри компании, как масштабировать те или иные направления и использовать наши компетенции. У нас были готовы планы по выходу на международный рынок, из фирмы выросли несколько других бизнесов. А мы с супругой начали принимать активное участие в развитии новых проектов, и таким образом мы вошли в состав акционеров. Всего на сегодняшний день я участвую в работе пяти продуктов и 27 объектов управления. 

Как не выгореть на 27 работах?

Выгорание – частое явление и в бизнесе, и в найме. Я считаю, что выгорание может случиться, когда ты живешь с нелюбимым человеком, в нелюбимом городе, ешь нелюбимую пищу и ходишь на нелюбимую работу. Это может не только выгоранием закончиться, но и нервным срывом.

Для себя я понимаю, что такое может случиться, если ничего кроме работы не видеть вообще. Я стараюсь находить баланс между работой, спортом, здоровым питанием, сном и личной жизнью. Спать правда получается мало, я поздно ложусь и рано встаю. Я понимаю, что для меня это реально проблема. Еще есть практика, которую я делаю регулярно, называется «Плюс три»: каждый вечер я записываю три вещи, за которые себя благодарю и горжусь.

Важная вещь – команда. Если люди в ней не подходят мне по своим взглядам, подходам к работе, то приходится тратить много энергии, чтобы их «перевоспитать», но со временем я понял, что лучше их просто заменять. Это сильно сэкономило мои энергетические затраты, а с точки зрения бизнеса сформировалась команда, способная в любой проблемной точке придумать и реализовать прорыв. Если ты чувствуешь, что вокруг тебя драйвовые амбициозные люди, с которыми у тебя полное взаимопонимание и доверие, то никакого выгорания не происходит.

И еще одно обстоятельство – меня очень мотивирует быть лидером рынка и лидером в целом. Это невероятно мощное ощущение, которое заряжает энергией и вдохновляет на дальнейшее развитие.

Семья и мечты

Совмещать семью и бизнес непросто. Мы с супругой партнеры в бизнесе, и нам удается это совмещать. Все дело в вашем здравомыслии – если вы поддерживаете друг друга в работе и по жизни, то все будет хорошо. Конечно, это может быть сложно – целый день работать вместе, а приходить домой с чувством, будто весь день не виделись. Нужно уделять внимание семье, и, когда делаешь это правильно, энергией заряжает на целый день.

Мечты, конечно, есть, хотя часто они просто разбиваются на промежуточные цели. В личном плане главная цель – чтобы семья была в безопасности в финансовом плане и в любом другом.

В бизнесе цели более конкретные. 10 лет назад мы проводили стратегическое планирование и ставили цель вырасти в 7 раз. Этой осенью мы провели аналогичное мероприятие и посчитали, что выросли в 10 раз. То есть, наши суперамбициозные цели достижимы и реальны. Мы распланировали следующие 10 лет, и я знаю, что будет через неделю и через 10 лет. Самое главное, чтобы все мои сотрудники и их семьи были в безопасности.