Два месяца изучал материалы и коммы в сообществах, посвящённых суициду. Вот какие выводы.

Человек готов наложить на себя руки не в результате некоей утраты (трагичности положения) как таковой. Но на трагичности/утрате лишь в сочетании с унижением. Комментаторы, как правило, стремятся утешить страдающего, приуменьшая его беды - как сейчас выражаются, "обесценивают" их.

Но этот подход неверен. Так человек не получит утешения. Того, которое ему действительно необходимо.

Этот подход основывается на полном непонимании человеческой природы.Человек не живёт истиной, и уж тем более не нуждается в ней, когда ему плохо. Ведь он переполнен эмоциями. Подобное всегда стремится к подобному. Вот и надо дать ему необходимую эмоциональную поддержку.

Оказавшись в беде, люди желают, чтобы другие преувеличивали их страдания. Причём максимально преувеличивали. Считали их безмерными. Даже восхищались ими. Только тогда их эмоциональная пустота получает некоторое заполнение (компенсацию).

Если у девушки погиб возлюбленный (от парня ушла первая любовь), не нужно писать, что ты, мол, найдешь еще десять таких, не расстраивайся. Эта объективная истина страдающему не нужна. От неё не станет легче.

Такого рода истина не восполняет упадок сил, не утешает, не перекрывает негативный эмоциональный фон. А поскольку душа эмоционально не получает необходимого, то истина действует прямо противоположным образом: вытягивает последние силы. Сообщающий такие "объективные истины" делает только хуже. Страдающий начинает чувствовать, что его никто не понимает. К его переживаниям добавляется ещё и одиночество, тем самым усугубляя их.

Поскольку негативные переживания имеют тенденцию идти вразнос, то у человека создаётся стойкое ощущение, что и в будущем его ничего хорошего не ждёт. Отсюда и шаг к самоубийству. Собственно, импульс покончить с собой и возникает как ответ на ощущение полного отсутствия перспективы, позитива в будущем. Зачем жить, если всегда будет плохо?

Нужно говорить ровно противоположное: таких, как погибший больше нет, он и погиб оттого, что был необыкновенно сильный и романтичный, никто в мире так не любил, как он тебя... И всё в этом роде.

Уже теперь у девушки появится некий позитив в душе, эмоциональная наполненность, отвлечение от горести: она достойна необыкновенной любви. Вся жизнь не полностью в чёрных красках. Есть некий просвет, "зазор", за который цепляется её душа - как утопающий за соломинку. Это уже некий выход из казалось бы тупикового положения. Некий намёк на существование будущего. И такого намёка, в общем, достаточно.

К самоубийству подталкивает не само несчастье как таковое, но ничтожность, некрасивость, убогость, которую оно придаёт. Отсутствие выхода, переживаемого эмоционально.

Для человека важно быть значительным и красивым, чтобы его страдание не только уважали, но и чтобы восхищались - как самим человеком, так и его страданием. Чтобы даже страдание вызывало восхищение. Именно это необходимо мучающейся душе.

Страдание также должно быть красивым. Мифологизированным в душе страдающего. Идеализированным до предела.

И здесь нет никакого парадокса. Истина вовсе не даёт выход. Она говорит, что всё безысходно. Лишает даже минимальной веры в себя.

Повторяю: это так потому, что душа истиной не живёт. Выход даёт только миф, выдуманная картинка. Душа живёт верою (в добро, счастье, и всякое такое), а истина к вере никакого отношения не имеет. Это разнопорядковые вещи.

Чтобы отвлечь человека от самоубийства, надо помочь ему создать красивый миф о его беде, перевести её из жанра мелкой бытовой драмы в жанр великой трагедии. Именно это и даёт утешение. Это интересная тема, и её хорошо бы раскопать ещё глубже.

Когда человек получает необходимый миф о величии его страдания, у него появляется вера в себя и силы жить дальше. Это и есть необходимая для него поддержка.

Какой следующий шаг? Мелкая и не-мелкая моторика. Занять человека какими-то малоценными бытовыми делами, не требующими душевных сил. Помыть окна, например. Это уже отвлечёт от страданий. Здесь добавляется и момент довольства собой: мне плохо, но я делаю.