Если бы режиссер Ким Ки Дук был психотерапевтом, к нему бы приходили люди с темами одиночества/единения, проступков/искупления, садизма/мазохизма. Ким Ки Дум умер почти три года назад, но оставил нам свои фильмы.В рамках проекта «Кинотерапия» в кинотеатре «Октябрь» , мы посмотрели его четырнадцатый, самый недооцененный фильм «Вздох».
Это история о том, как возвращаются чувства вместе со способностью любить. Ненависть превращается в прощение, а ревность в сочувствие .
- Как снова стать живым , когда сердце отжило?
- Найти кого-то, кто так же мертв как и ты и научить его снова дышать.
В этом фильме, режиссер возвращается к своей любимой теме цикличности жизни. Весна, лето, осень, зима и снова весна, в этот раз рифмуются с циклами страсти и любви в отношениях. Автор говорит с нами метафорами и образами, поэтический язык - лучшее, что можно придумать для бессознательного. Метафора легче отражает переживания зрителя.
Тема отчаяния, разрушения, смерти переплетена с темой страсти, любви, жизни. Как вдох и выдох. Законы устройства человека и его психики связаны с законами природы и ее циклами.Вдох и выход - это иллюстрация закона единства и борьбы противоположностей. Все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Своей полярностью, они создают энергию, а значит движение. Движение жизни.
Режиссер говорил: "Все люди совершают проступки, а без чёрного нельзя увидеть белое". Учился он в сельскохозяйственной школе, но в 17 лет бросил учёбу, так как устроился работать на завод. В 20 лет ушёл в армию, где пять лет служил в морской пехоте. Во время службы он повредил слух и плохо слышал . После армии два года провёл в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. Но взамен этой страсти пришло увлечение живописью. Ким Ки Дук отправился в Париж, где в 1990-1992 годах изучал историю искусства. Выставлялся в Европе как художник.
Его «отрешенный» образ жизни отражается в фильмах. На занятиях по гештальт-терапии нас учили «выключать звук», то есть не обращать внимания на слова клиента, потому что часто они лишние. Так и у Ким Ки Дука, ему слова мешают, как макияж, который хочется смыть.Как настоящего психотерапевта, его интересовала темная сторона человека. Ведь суть психотерапии - узнать себя , свои сильные и слабые стороны, светлые и тёмные, чтобы научиться управлять своими демонами.
Другой его малоизвестный фильм - «Ариран». Документальная история, о том периоде его жизни, когда он ушёл в отшельничество и три года разговаривал сам с собой... С 2008 по 2011 Ким Ки Дук жил в отрешении , в хибаре.Он задавал себе вопросы и сам же на них и отвечал. Иногда эти вопросы задавала ему его же тень. —Что самое главное в твоей жизни ? —Никогда не думал, что меня будет спрашивать моя же тень.Для меня жизнь - это садизм, самоистязание, мазохизм.
Мучить других, испытывать мучения и мучить самого себя. В конечном счете, большинство людей выступает за самоистязание. В одной из сцен фильма Ким Ки Дук откусывает хурму и говорит: «Я убил этот плод, для себя, чтобы жить. Люди едят бесконечное количество смертей.Почему это так грустно и тягостно жить каждый день?»Почему человек ради собственной жизни постоянно убивает живую природу, являясь ее частью?
Нет, ответа не будет. Вопросом он лишь подчеркивает устройство жизни и поет свою песню Ариран. Когда корейцам, тяжело, больно, одиноко, они поют эту песню Ариран. Когда я ее пою, я что-то понимаю про жизнь.
Мы смотрим и любим фильмы Ким Ки Дука, он понимал суть вещей, людей, природных процессов. Мы смотрим и чувствуем, что он понимает и разделяет боль и одиночество каждого из нас.
«Ты , что не знал , что такое жизнь ?
Ким Ки Дук, ты знал!
Ты знал, проклятый ублюдок!
Камера, мотор, запись пошла!» (Из к/ф «Ариран»)