В оккупированной немцами Польше Роману пришлось существовать с родителями в невыносимой бедности еврейского гетто, пережить смерть матери и арест отца, а после этого скитаться в одиночку в поисках приюта на захваченной территории.
Вся его семья оказалась в ловушке Краковского гетто, и своё детство он провёл в приемных семьях, под разными именами. Он испытал на себе все ужасы войны.
Именно поэтому фильм «Пианист», безусловно, имеет для своего автора в некотором роде терапевтический характер, учитывая то, насколько схожи трагические отпечатки в судьбах музыканта Владислава Шпильмана и самого Поланского, испытывавшего на себе муки оккупации и перенесшего многие подробности тогдашних событий на экран. В этом фильме он оставил много своего и предоставил такую возможность зрителям.
Но это ещё не все. Следующим переломным моментом жизни Романа Полански стало зверское убийство его беременной жены и друзей, историю которого перенёс Квентин Тарантино в свой нашумевший фильм «Однажды в Голливуде».
Пережив убийство жены Шарон Тейт, Полански два года приходил в себя и поставил одну из своих самых пессимистичных и удушающих работ. Фильм «Макбет» — одна из самых гнетущих экранизаций Шекспира в мировом кино.
Каждый его фильм — это отсылка к личным переживаниям.
В биографии Поланского столько вызывающе кривых поворотов, что их возникновение кажется сверхъестественно трагическим. Вынести столько, сколько вынес режиссёр, по силам не каждому. Он человек на пределе. Любой бы другой сдался при первом столкновении с такой жестокой реальностью, но не он. Все своё отчаяние он передал героям своих работ, и в этом была его личная терапия.
В «Ребёнке Розмари» страшно становится не потому, что выбора нет, а потому что путь только один.
«Жилец» он снял о чем-то необычайно для себя важном — об ужасе быть другим. Юмор здесь выступает защитой, иначе три варианта: убить себя, убить другого или сойти с ума.
Полански утверждает: «Жизнь — вот настоящий фильм ужасов».
В его случае это и правда так. «Жилец» — это нахальный чужак, вечный беглец и свидетель Освенцима.
– Видите ли, мистер Гиттес, бо́льшая часть людей и не подозревает, что в правильное время, в правильном месте они способны на всё.
Из фильма «Китайский квартал».
Никто не хочет очутиться в этом месте, но почти каждый хотя бы однажды ступает на брусчатку пыльных улиц китайского квартала.
Итак, с какими запросами приходить к Роману Полански?
Если вы чувствуете себя беженцем, чужим и не понаслышке знаете, что такое травля и притеснение. Ощущаете себя непринятым обществом, невстроенным в жизнь той культуры и местности, в которой находитесь. Никто лучше Полански не сможет понять вас, ведь он был беженцем всю свою жизнь.
Полански настолько вжился в сценарий «беженца», что бессознательно организовал свою жизнь так, чтобы испытывать на себе преследования. Он поменял местами вершины треугольника, переходя из жертвы в насильника. И, с возрастом, давление уже испытывал не со стороны нацистов, а со стороны общественности и судов, ведь он не мог и не знал жизни без психологического напряжения.
И только его фильмы становились тем безопасным островком, в котором можно было выдохнуть. Сделать зло главным героем своих фильмов и спастись.