Олег, ваш новый проект посвящен фармакологии. Почему выбрали такую непростую тему?
Меня всегда интересовали системы, где высокие идеалы сталкиваются с человеческой природой. Фармацевтика — идеальный пример. С одной стороны, это спасение жизней, настоящие научные прорывы. С другой — многомиллиардный бизнес с жестокими законами.
В сериале будет история ученого, у которого украли формулу препарата, основанная на реальном случае.
Раньше аптека казалась мне храмом, а фармацевты — почти священниками. Теперь я понимаю, что в 50% случаев мы покупаем леденцы с глюкозой, а в некоторых — препараты с недоказанной эффективностью, которые просто хорошо продвинули.
Вы говорите, что 50% лекарств — «леденцы с глюкозой». Это преувеличение?
Нет. После работы над сценарием я стал смотреть на аптеки как ветеран Вьетнама на джунгли (смеется). Раньше фармацевт был для меня почти священником — дал таблетку, значит, поможет. Теперь понимаю: часто мы покупаем либо плацебо, либо препараты с «большей» эффективностью, но агрессивно продвигаемые.
А как же доказательная медицина?
Она есть, но работает в системе, где прибыль важнее здоровья. Вспомните ковид: сначала мы смеялись над теориями заговора, а потом оказалось, что вирус действительно «утек» из лаборатории. Я не параноик, но теперь хотя бы проверяю, кто финансировал исследования препарата.
В сериале будет противопоставление: таблетки vs психосоматика?
Не совсем. Но мы покажем, как лекарство становится «Макгаффином» — оно не лечит, а обнажает проблемы. Например, семья изобретателя: их новый препарат должен всех спасти, но вместо этого разрушает их отношения.
Кстати, у меня после этого проекта появилась привычка: в болевых симптомах искать психологическую причину. Иногда помогает лучше таблетки.
Какой главный посыл вашего «фармацевтического» сериала?
Перед тем как выпить таблетку, спрашивайте, кому выгодна ваша болезнь. Фармакология одновременно спаситель и монстр. И да, после просмотра вы десять раз подумаете, прежде чем купить разрекламированную «волшебную пилюлю».
Несколько героев сериала — как раз «образованные горожане», уверенные, что «наука их не обманет». Спойлер: обманет.
Слышала, что запустился еще один новый проект - «Враги» — это полная противоположность «Фарме»?
В июле начались съемки очень важного и дорогого для меня проекта под названием «Враги».
Чем он важен и дорог?Во-первых, тем, что это совместная работа с Иваном Самохваловым и Сашей Цекало. Режиссер Душан Глигоров и оператор Батыр Моргачев. В таком составе мы сделали сериалы «Хрустальный», «Химера», «Трассу» в прошлом году, и это четвертая наша попытка что-то произвести.
Я не знаю, что получится. Но в основе — жуткая история: реальный случай, когда из-за соседского конфликта мужчина убил трех человек.
Мы довели абсурд до предела: герои — московские интеллигенты (Любовь Аксенова, Дмитрий Ендальцев) против «соли земли» (Анна Михалкова). Хотим, чтобы зрители подумали: «А не веду ли я себя как эти идиоты?»
Как писался сценарий?
Писался он странно, и легко, и тяжело одновременно. И в этом сериале, как ни в каком другом, я заложил свой личный опыт и наш опыт коллективный. И вот этот забор - главный герой нашей истории, потому что мы его передвигаем, разрушаем, снова ставим. Это такая ходячая метафора, которая всегда с нами. Съемки только начались.
Что за личный опыт?
Я встречался с героями этой истории, и поэтому не могу назвать их имена.
В ходе соседского конфликта один нормальный парень, позитивный, молодой, дошел до такой степени, что убил трех человек. Голыми руками фактически. Страшная, жуткая история. Но когда я поговорил с ним, выяснилось, что там нет никакого хтонического зла, мрачности, а есть цепочка абсурдных событий, которые в итоге заканчиваются страшным взрывом. И мне показалось интересно через накопление комедийных шагов прийти к библейскому ужасу.
Смех — тоже терапия. Когда абсурд доведен до предела, зритель может посмотреть на свои конфликты со стороны и сказать: «Да ладно, это же просто сосед». То есть после просмотра этого фильма на соседа, которого ты ненавидишь, взглянешь чуть-чуть легче?
Возможно, на него, а может быть, на свою реакцию зритель посмотрит легче. Ведь когда мы начинаем чем-то загоняться, каким-то пустяком, он растет внутри. Как писали Чехов и Гоголь — мелочь может вырасти во что-то чудовищное, что пожирает буквально изнутри.
И если зритель посмотрит эту историю и отпустит какой-то конфликт, перестанет себя накручивать, выдохнет, то тогда наша цель будет достигнута, потому что многие проблемы в нашей жизни не стоят тех реакций и того эмоционального капитала, который мы в них вкладываем.
Премьера сериалов «Большая фарма» и «Враги» состоится эксклюзивно в Okko.
Беседовала кинотерапевт Ирина Гросс