Недавно я оказалась проездом в Риме — таком любимом, исхоженным и родном. Неожиданно выяснилось, что я живу рядом с Фаренезиной, прекрасной виллой, расписанной Рафаэлем для семейства Киджи. Она, как и все в Италии, живет согласно своему замысловатому расписанию, поэтому за несколько десятков раз пребывания в вечном городе, я ни разу ее не посетила.
И вот я в 9 утра в субботу я здесь. Вход через калиточку, рядом с ней билетная будочка. Я с гордостью достаю карточку ICOM, в ожидании получить бесплатный билет музейного работника, но в ответ слышу, что синьорине придется раскошелиться, потому что вилла — частная собственность. Однако! Но что делать. Прохожу.
Сказать, что сердце замирает — ничего не сказать. Услада очей, невероятный восторг! Оригинальное решение Перуцци заключалось в том, что вход на виллу был устроен через лоджию, своего рода летнюю террасу, как часто делают у нас на дачах. В последние годы ее застеклели для сохранения наследия человечества.
И вот с порога тебя озадачивают этой невероятной красотой, представленной во всех учебниках по истории искусства.
Но в учебниках редко встречается целостная картина исторических связей. Агостино Киджи — банкир из Сиены, не уступал великолепием самим Медичи и разделял их страсть к красоте. Сиена и Флоренция (откуда были Медичи) — два финансовых центра Италии, находились в нескольких часах езды друг от друга и были извечными соперниками. Города и их влиятельные семьи боролись за контроль над денежными потоками и близость к папскому престолу. Агостино Киджи кредитовал многих пап: Юлия II из рода делла Ровере, Льва X из семьи Медичи и даже печально известного Борджиа с его сыном. Поддержка Киджи помогла Льву X занять папский трон, а самому Агостино — укрепить позиции банкира Священного престола.
В 1502 году он открывает банк в Риме, а в 1506 начинает строить свой «Монплезир» — виллу Фарнезину, арт-директором которой выступил Рафаэль. Дом стал прибежищем от бурь, местом красоты, искусства и поэзии, собравшей под крышей великих художников своей эпохи. Находилась вилла в пешей доступности от Ватикана, чтобы быть поближе к Папе. Строительство и декорирование продолжалось всего четыре года и закончилось в 1510 году.
Десять лет Агостино наслаждался жемчужиной и даже справил здесь свадьбу со своей многолетней любовницей Франческой в 1519 году. Церемонию проводил сам папа Лев X. Спустя год умирают и Рафаэль, и Агостино, а вскоре и папство наследует двоюродный брат Льва Джулиано (Климент VII), при котором эпохе великого Возрождения приходит конец. Всему виной его неумелая внешняя политика, закончившаяся великим разграблением Рима в 1527 году и культурным воцарением Маньеризма.
Жернова истории не щадят никого, но отваге смелых поем мы песню. Ведь времена перемен и крушения старого мира дают шанс отважным. Таким, например, был Андреа Дориа — солдат удачи, адмирал, головорез и уроженец Генуи, из знатного рода, известного с XI века. Его услугами пользовались неудачливый папа Климент VII, император Карл V и король Франции Франциск I. Адмиралы Дориа сражались с реформацией, турецким флотом и прочими напастями, медленно приближаясь к Риму и попутно объединяясь с благородными родами Италии.
Параллельно, а именно в октябре 1534 года, Святой престол занял Павел III, сменивший Медичи в Риме. Внук новоиспеченного папы станет кардиналом в возрасте четырнадцати лет, спустя всего два месяца после инаугурации дедушки. Внука звали Алессандро Фарнезе. Как и нашу виллу теперь.
Меж тем славные генуэзские пираты или адмиралы сквозь десятилетия двигались к новому статусу. И в 1671 Джованни Андреа III женился на прекрасной Анне Памфили, племяннице папы Иннокентия X, чей портрет венчает хрустальную галерею, копирующую Версаль в одноимённом палаццо Дориа-Памфили.
Это второй дворец, который я посетила в этот раз, и не прогадала! Снова захожу я в калитку, снова иду со своей ICOM в киоск, где мне с улыбкой говорят, что это частная собственность и карточка им нужна исключительно кредитная.
В конце галереи находится апсида, пристроенная специально для того портрета Иннокентия X кисти Веласкеса. Интересно, что картина размещена не по центральной оси, а в боковой капелле. Согласно легенде, даже сам папа, увидев свое изображение, вздрогнул и воскликнул "che vero!" («как правдиво!»), правда совсем не от радости.
Семья решила «спрятать» портрет дядюшки-папы, для чего был приглашен модный архитектор Карло Фонтана. Он пристроил боковую капеллу, чтобы изображение: хоть и оставалось в центре внимания, не пугало родственников. Но обычно посетители идут на бюст Бернини, который то ли в силу итальянского происхождения, то ли благостного характера, изобразил Иннокентия более красивым.
Сказать, что маленький Версаль поразил меня в самое сердце — не сказать ничего! Хрусталь, зеркала, богатство, Веласкес и Брейгель, размазанные тут и там, немного Пуссена, немного Тициана, вездесущего Рафаэля, Караваджо и Филиппо Липпи, Пармиджано, Караччи и всего того, что должно быть в приличном жилище. Оценить эту коллекцию невозможно, как и сам дворец. Разве что стоимость его обслуживания. Но цена каждого кусочка, очевидно, больше, чем я смогу заработать в этой жизни. Может быть, одного Брейгеля я бы и осилила…. Половиночку. Но тут как пойдет. И это лишь одна галерея огромного дворца.
Дохожу до сувенирного магазина и вижу большую и красивую книгу про «частные комнаты» семьи. Там трогательные английские рамочки с фотографиями детей, животных, родственников, шторы на окнах, диваны, цветы в роскошных вазах. Именно так выглядят старые деньги, про которые я никогда ничего не видела и не слышала. На их фоне роскошные индийские свадьбы с привозом Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Рианны выглядят мелко и жалко. Богатство выглядит не так, а как завещали итальянцы.
Ведь даже Гарибальди пощадил этот оплот папства и стабильности. Это то, что нельзя купить за деньги. Это те самые вечные ценности, что живут в вечном городе, неспешно меняя владельцев раз в триста лет. Спокойно, тихо. Без суеты и шума.
После посещения Фарнезины и Дориа-Памфили понимаешь, что вопрос «где деньги» или «где тумбочка» имеет вечные ответы в вечном городе. Здесь деньги ничто, а вера — все. Ведь это она давала власть и богатство.
Все эти семьи сменяли своих родственников на папском престоле, организуя жизнь этого мира. Они нанимали художников и архитекторов, собирали салоны и вечеринки, устраивали балы и начинали войны, делили города и людей. И именно они оставили нам этот дворец, куда можно зайти последние пять столетий, постоять под сенью фруктовых деревьев. Или выпить стаканчик самого дорогого игристого в Риме в ресторане, что расположился в саду.
Теперь здесь живет принц Джонатан Дориа-Памфили со своей семьей. Он провел детство в одном из английских приютов, пока его не усыновила последняя из рода герцогиня. В завершение скажу, что принц много учился, изучал историю семьи и рода, сделал траст для всего наследия и придумал схему его управления. Такая вот история Золушки и кармы в действии в этом вечном городе вечных ценностей.