Используя компьютерные алгоритмы и искусственный интеллект, художники могут создавать произведения, которые меняются и развиваются во времени, адаптируются к контексту и реагируют на зрителей. Это все способствует более глубокому и динамичному взаимодействию между искусством и зрителем. Но почему это так популярно?

Для начала определимся, что же такое генеративное искусство?

Генеративное искусство — это направление современного искусства, которое использует алгоритмы, искусственный интеллект и компьютерные программы для создания произведений. В отличие от традиционного искусства, где художник создает произведение самостоятельно, генеративное искусство создается путем определения набора правил и алгоритмов, которые затем приводят к автоматическому генерированию изображений, звуков, анимации или текстов.

Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»
Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»

Например, в марте этого года на куполе информационно-туристического центра Парка Зарядье начал работу проект платформы цифрового искусства Masters Digital под названием «Бесконечное настоящее». Эта выставка, по словам художницы Анастасии Скабелкиной, своеобразная метафора времени, и представляет собой визуальную проекцию на куполе инфоцентра в виде цифровых монументальных часов. Время на них отображается не с помощью цифр, а посредством визуальных элементов. Используя технологию генеративной графики, в режиме реального времени создаются уникальные изображения, соответствующие часам, минутам и секундам. В зависимости от времени суток проекция меняет цвет, форму и геометрические образы.

Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»
Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»

Хотя генеративное искусство стало особенно популярным в последние десятилетия благодаря развитию компьютерных технологий, идея использования алгоритмов для создания искусства существует уже несколько столетий. Одним из ранних примеров генеративного искусства является французский математик и поэт Раймон Кено, который в XX веке создал стихи с помощью системы комбинаторной поэзии.

С течением времени, появилось множество методов и техник для создания такого вида искусства, например:

  • - Фракталы: геометрические формы, которые повторяются на разных масштабах и служат основой для создания сложных и красивых изображений.
  • - L-системы: формальные грамматики, используемые для моделирования роста растений и создания процедурных изображений.
  • - Компьютерная графика: использование математических функций и алгоритмов для создания двумерных и трехмерных изображений.
  • - Искусственные нейронные сети: обучение машинного зрения и генерации изображений с помощью глубокого обучения.
  • - Интерактивное искусство: создание произведений, которые взаимодействуют с аудиторией или окружающей средой.

Однако, используя генератив, возникают вопросы о роли художника и авторства в процессе творчества. Если произведение создается автоматически с помощью алгоритмов и программ, насколько художник является автором этого произведения? Такие размышления заставляют нас переосмыслить традиционные представления об оригинальности и творчестве, а также о роли самого художника. Сегодня главным навыком для работы с генеративном является креативность и способность придумать интересные механики для создания художественного произведения. Если раньше художник больше работал с формой и цветом, то здесь у него появляется роль куратора, где через поисковик и заданные параметры он курирует работу искусственного интеллекта, а тот, в свою очередь, генерирует цвет и изображение.

Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»
Анастасия Скабелкина. Проект «Бесконечное настоящее»

Я уже сейчас вижу, как генеративное искусство может способствовать развитию новых форм образования и научно-исследовательской работы, поскольку оно требует междисциплинарного подхода, сочетающего знания в области искусства, математики, компьютерных технологий и дизайна. Это может привести к появлению новых учебных программ и курсов, направленных на изучение генеративного искусства и разработку новых технологий и методов. В сентябре в masters мы запускаем отдельную программу Cuitech, где можно будет изучать основы работы с новыми технологиями: как с диджитал-искусством, так и с современными приложениями в области культуры, будь то путешествия, ювелирные изделия или дизайн-платформы.

Мне кажется, что с дальнейшим развитием технологий, особенно в области искусственного интеллекта и машинного обучения, генеративное искусство будет продолжать эволюционировать и открывать новые возможности для художников и дизайнеров. Возможно, в будущем генеративные методы будут использоваться для создания еще более сложных и динамичных произведений, которые могут адаптироваться и реагировать на изменения в окружающей среде и социально-культурном контексте, и создавать более сложносочиненные проекты.

Генеративное искусство — безусловный феномен, который продолжает трансформировать искусство и культуру. Оно открывает новые горизонты для творчества, взаимодействия и обучения, а также “задает” интересные вопросы о природе авторства и оригинальности в современном мире. Генеративное искусство будет продолжать развиваться и вносить свой вклад в разнообразие культурного ландшафта.