В 2023 году всевозможные коллаборации, совместные проекты и стенды с современными авторами представляли и известные бренды, и те, кто только ступил на путь искусства. Но особенно хочется отметить интерес бизнеса: ярмарка современного искусства «1703» от Газпрома, многочисленные проекты Яндекса и ВКонтакте. У многих появилось желание и понимание важности интеграции и развития арт-сообщества на всех уровнях, от создания лекториев и дискуссионных площадок на тему искусства для широкой аудитории до внедрения арт-объектов в девелоперские проекты.
Поддержка и готовность работать с молодыми художниками стала очень важным драйвером развития новой плеяды авторов. К примеру, за минувший год masters поработал с пятью ведущими девелоперами от разработки концепции общественных пространств до создания скульптур и медиа-инсталляций для городских фестивалей. А на ярмарке Cosmoscow мы видели более шести стендов, созданных в партнерстве с галереями и художниками: safe space Яндекс Ultima, космический стенд Hutton Development и MR Group, лекционное пространство Сбер Первый и комнаты медитаций от Сибур.
Отдельно отмечу интерес к медиа искусству. После ухода тренда на «непонятные» NFT и признания цифрового искусства как нового эффективного инструмента не только digital-сообществом, но и институциональными игроками, его активно начали внедрять и на театральной сцене, и в киноиндустрии. Этот междисциплинарный формат фиджитал выставок, постановок, интерактивных инсталляций прочно вошел в современный российский арт-рынок и вовсю набирает обороты как на ярмарках современного искусства, так и в креативных подходах в продвижении брендов.
Поддержка фестивалей современного танца, пианистов, создание новых форм на стыке порождают целые новые миры, где вы видите, слышите, проживаете эмоции всеми органами чувств. Рынок на это отвечает. Спрос, как говорится, рождает предложение. Готовность авторов работать с компаниями, создавая авторские, кураторские концепции дает свои результаты: все больше креаторов стали идти междисциплинарным путем, от создания скульптур до работ из керамики, выходом в медиа, появляются целые команды продюсеров.
К главному навыку современности — умению быстро реагировать на изменения и переходить из одного медиа в другое — мы приспособились, раскачали рынок и теперь искусство стало всепроникающей материей, где не всегда важно «как» и «что», а главное «с кем».
Хорошо ли это? С одной стороны да и очень, интеграция новых имен в художественную среду стала колоссальной, в сравнении с несколькими годами. Ранее невозможно было представить участие в коллаборации с Яндексом никого кроме Пепперштейна. Теперь же главное — идея, концепция.
Этому способствует и развитие региональных институций: появление ярмарки графики в Нижнем Новгороде, открытие центра современного искусства в Перми, запуск креативного пространства МИРА в Суздале и многие-многие другие инициативы наводнили рынок новыми именами. Особый интерес сейчас к народным сюжетам, тому пример концепт-стор «Палаты». Всего пару лет назад было сложно представить возможность коллекционеров выбирать народные техники или ценность фактуры меж многообразия больших имен и элитарных работ.
Лифт действует на всех уровнях. Вот звездочка Саша Пацаманюк впервые показалась на ярмарке молодого искусства PAF в «Севкабель Порту». Мы пригласили Александру создать первую масштабную инсталляцию на Хлебозаводе, тут же московская галерея Ulm подхватывает тренд и запускает серию предметов с художницей и вот, автор уже в галерее Deep list – одной из самых молодых и прогрессивных галерей Москвы.
Другой пример: прекрасная, роскошная Наталья Хабарова, которую открыл и кураторски направлял Николай Евдокимов, выставлялась в квартирной галерее и нескольких неинституциональных смотрах. Сегодня она уже заключила договор с галереей Alina Pisky, которая скоро открывает одноименное пространство и в Париже. Это даст развитие творчеству уже сформировавшейся Хабаровой и в международном контексте.
Тонкий и самый «петербургский» художник Name Gallery Леонид Цхе не только участвует на международных ярмарках современного искусства, но и попав на сайт Овчаренко стоит теперь в разы больше.
Резкий рост можно увидеть и среди медиа-художников. Несколько звездочек с Blazaar тут же получили пару серьезных контрактов с крупными IT-компаниями, а ВК взялся за выращивание нового поколения диджитал художников.
Все это формирует, развивает и насыщает российский рынок современного искусства в России, далеко выходя за ее пределы. Открытие галерей нашими соотечественниками в Нью-Йорке, Дубае, Париже и Швейцарии несут имена наших художников в мир, создавая самый весомый провенанс в продвижении уже состоявшихся авторов.
Несмотря на быстро растущий и развивающийся интерес, с недавних пор я начинаю замечать и обратную сторону медали, как взлет одних, а потом и других художников, которых несут по всем главным смотрам, необоснованный взлет цен за счет огромных бюджетов брендов, и вот, здесь — выставка, здесь — объект, далее — новый контракт с брендом, серия интервью, топ-листы самых интересных и перспективных художников и вот, через полгода наступает тишина. Новые списки подающих надежды, а цены остаются те же, аппетиты только растут, и в художественной среде особенно. Все как в учебнике экономики, но кто бы ее знал?
Правило циклов, взлет сменяет стагнация, падение, далее — накопление ресурсов и снова подъем, но здесь у нас не сформирован стабильный фонд, нет защищающих и поддерживающих институтов, нет сформированной системы поддержки. И вот тренды больше не работают и в миг становятся антитрендами. О чем это говорит: о катастрофической нехватке кадров с точки зрения курирования, продвижения и менеджмента художественный среды, институций, которые бы таких специалистов выращивали.
Но все больше работая с художниками я встречаю очень здравые и осмысленные вопросы «а что дальше?», «а что несет тот или иной проект, что он меняет?». И тут я успокаиваюсь и понимаю, что также иногда поддаюсь этому вихрю и спешке в реализации больших художественных жестов, участвую в этом же цикле.
Что с этим делать? Ответ лежит в поле изучения истории, искусства, культурологии. И полные залы слушателей на наших лекциях, будь то ученики годовых программ по арт-менеджменту (кстати, в апреле мы запускаем онлайн-курс), студенты курсов по истории кино или театра, или людей, которые слушают наши дискуссии и лекции на ярмарках современного искусства в Петербурге, Москве, Казани, Новгороде, тому подтверждение.
Искусство и есть ответ на все вопросы: именно оно дает нам опыт, знания, базовые ценности в этом беспорядочном и быстро меняющемся мире, где главным по-прежнему остается личность и глубина исследования в основе любого художественного метода.