В 1995 году в Москве появилась первая кофейня “Кофе Бин” на Кузнецком мосту. Предприниматели быстро оценили инвестиционную привлекательность рынка кофеен. Еще бы, средняя себестоимость стаканчика кофе 30 рублей, а продавать можно за 200 рублей. Поэтому кофейни открывались одна за другой.
В 2023 году в Москве уже 1908 кофеен, а объем столичного рынка составляет почти 23 млрд руб. И это несмотря на то, что из-за санкциий себестоимость кофе увеличилась на 25%. На столько же выросла выручка кофеен. Потребители не отказались от любимого напитка. 66% продаж в кофейне - это кофе на вынос. Москвичи пьют больше кофе по будням: продажи растут к концу рабочей недели. Самый "кофейный" день недели — четверг, в который делается почти 20% недельной выручки.
Чтобы оставаться на фоне кризиса на плаву, кофейни делают допродажи за счет сопутствующих товаров (сироп, растительное молоко, сэндвичи), создают систему лояльности для посетителей (6-ая чашка кофе в подарок), абонемент кофе на месяц. И всё это, чтобы клиент ходил только в определенное место.
Такие фишки устраивают, в основном, сетевые кофейни, а не авторские. Поэтому у них и выручка выше в 2,5 раза. К тому же для клиента, который в течение месяца перемещается по городу, это удобно: зайти в любимую кофейню за привычным напитком у работы на северо-западе, а гуляя с ребёнком в субботу, забежать в такую же кофейню около дома на востоке столицы.
А вот розничные продажи растворимого кофе на этом фоне стали падать. Причем, средний раф с кленовым сиропом на миндальном молоке стоит столько же, сколько банка растворимого.