Что такое подкасты?

Впервые термин “подкастинг” использовал британский журналист The Guardian Бен Хаммерсли в 2004 году. В то время аудиофайлы закачивали и слушали на iPod. Он объединил слова broadcasting (вещание) и iPod, создав целую сферу производства и распространения контента, а слово «подкаст» стало обозначать новый формат аудиопрограмм.

Подкасты — это разговорные аудиозаписи, доступные в любое время и в любом месте. В современном ритме жизни, когда нам некогда читать и смотреть, возможность слушать остается ценным каналом восприятия информации. Мы включаем подкасты, когда едем за рулем, гуляем с собакой, готовим, занимаемся спортом. Аудиоконтент становится все более популярен как у пользователей рунета, так и у руководителей бизнеса, ведь это доступный способ стать ближе к своей аудитории и приобрести лояльных клиентов. Кроме удобства потребления информации, есть еще один важный козырь в пользу подкастов: их производство и продвижение не требует больших вложений и затрат, поэтому запустить свой подкаст может и крупная компания, и локальный бизнес, и обычный человек. 

Записать подкаст можно разными способами в зависимости от доступного бюджета: от самостоятельной организации домашней мини-студии с необходимым оборудованием до услуг продюсера и профессиональной записи в подкаст-студии. 

Цифровой аудиоконтент распространяется в сети с помощью хостинга подкастов. Создатель подкаста загружает файл на специальные сервисы, например, Яндекс. Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, ВКонтакте,  а пользователи могут слушать их на различных устройствах — смартфонах, ПК итд. 

Какие бывают подкасты

Подкасты — это по сути личное радио в кармане. Только в отличие от радио мы сами выбираем то, что хотим послушать в данный момент под свой личный запрос.

  • - Обучающие подкасты — удобный и прогрессивный способ получать знания в различных сферах. Огромный выбор экспертных аудиоблогов дает возможность для саморазвития при минимальных затратах времени. Можно освоить ораторское мастерство, продажи, личный бренд, маркетинг, нутрициологию, коммуникацию, тайм-менеджмент, продвижение…  Нажимаем кнопку и прокачиваем мозг.
  • - Развлекательные подкасты — интервью с лидерами мнений, ток-шоу со знаменитостями, диалоги на острую тему с различными экспертами. Если хочется быть в курсе актуальных новостей, от души посмеяться,  послушать любимую музыку или сериал в аудио-формате, то подкасты дают эту возможность.   
  • - Познавательные подкасты будут интересны тем, кто хочет расширить кругозор, изучить мировую культуру, узнать о шедеврах искусства, углубиться в научные миры, оказаться вместе с ведущим подкаста в других странах и так далее.

Подкастов множество — согласно исследованию Podcasts.ru только на портале Яндекс.Музыка только в 2021 году было приблизительно 13 000 подкастов и каждый месяц появлялось около 400 новых. Что же важно предусмотреть создателям аудиоконтента, чтобы выбирали и слушали именно их?

Как правильно записывать подкасты

Вспомним аналогию с радио. Главное правило радиоведущих — говорить коротко, понятно и ярко, чтобы через динамики чувствовалась харизма и энергетика ведущего. Это важно и для подкастов. 

Основные параметры, которые необходимо учесть при создании подкастов.

  1. "Плотность" контента или как говорить без воды

Работая над содержанием речи, мы обязаны учитывать некоторые особенности восприятия информации слушателями. Сложно и утомительно слушать речь, которая льется сплошным потоком без структуры, логики и пауз. Поэтому, первое, что нужно сделать при подготовке контента, это “выжать” свою речь от излишних деталей и тонких подробностей, долгих описаний, рассуждений и терминологии. Поможет в этом четко выверенная схема речи. Хотите, чтобы вас лучше понимали и запоминали услышанное, — обязательно структурируйте свое сообщение. 

  • Перечисляйте: «во-первых», «во-вторых». 
  • Сопоставляйте одно с другим: “посмотрим на эту тему с другого ракурса”, “с другой стороны”. 
  • Разделяйте повествование вопросами “что же с этим делать?”, “какие есть варианты”.
  • Используйте паузы на 2-3 секунды, чтобы дать слушателям “переварить” сказанное. Таким образом, вы будете размечать в голове слушателя конспект того, что говорите.
  •  2. Динамика в речи или как говорить лаконично

Сокращать и упрощать — важный принцип медиаконтента. “Ввиду сложившихся обстоятельств на сегодняшний день учитывая происходящее вокруг, пребывающие в состоянии экзистенциальной формации, значительным является…” Нагромождение слов (деепричастий, причастий, канцеляризмов, сложных синтаксических конструкций) в один фрагмент приводит к полной потере нити повествования и понимания, о чем речь. 

Придерживаемся баланса: 5-7 слов в одной фразе и ничего лишнего! Короткие предложения задают темпоритм речи, а это создает динамику. Такая речь становится легкой для усвоения.

  • 3. Вовлекающий контент или как создавать монолог в форме диалога

Чтобы слушатель действительно слышал каждое слово, внимал и поддакивал, с ним важно разговаривать! Не вещать с трибуны всезнания, читать лекцию, давать информацию, изливать душу, перечислять факты, а взаимодействовать. Как добиться эффекта диалога в односторонней речи? 

  • Вопросы и обращения. Чаще вставляйте в свое сообщение такие фразы, как  “Друзья, и что вы думаете?...”, “Дорогие слушатели, представьте себе…”, “Коллеги, вспомните…”, “А вам знакомо…?” Так у слушателя будет возникать ощущение, что автор адресно общается именно с ним, а не с микрофоном в студии или со смартфоном. 
  • “Живые” примеры и истории. Любой полезный “умный”  контент гораздо легче воспринимается сквозь призму личного опыта. Как автор сам справился с той или иной ситуацией, как пережил что-либо, как его клиенты справились с задачей и т.п. Сторителлинг всегда был и остается одним из самых “цепляющих” жанров, важно пользоваться им в аудиоформате, когда так важно удерживать внимание слушателя.

Какой должна быть речь для записи подкаста

1. Голос

Влияние окраски и тембра голоса на человека доказано  многочисленными исследованиями: высокие голоса раздражают, низкие привлекают, карьерных высот и лидерства достигают обладатели грудных сильных голосов. Те, кто уделяют время занятиям техникой речи, успешно проходят собеседования и за счет уверенности в голосе эффектно презентуют себя и свои услуги на нетворкинг-событиях. Когда речь идет об аудиоконтенте, качественное звучание еще важнее. Хорош тот голос, который комфортно слушать. 

Вот несколько упражнений, которые помогут звучать лучше:

  • - Расслабьте тело. 

Представьте себя тряпичной куклой, наклонитесь вниз головой, сложившись пополам, встряхните хорошенько руками, ногами, корпусом тела, поболтайте головой из стороны в сторону. Особое внимание уделите зонам шеи и плеч, разомните их, отпустите напряжение.

  • - Тренируйте дыхание.

Представьте в животе воздушный шар. Сделайте короткий вдох носом и направьте туда воздух (живот надувается), на выдохе “сдувайте” шар со звуком “ссс” (живот тянется к спине).  И так несколько минут. 

  • - Разогрейте резонаторы. 

Представьте свой голос лучом света и направьте его в грудную клетку, положите туда ладонь и произнесите звук “ммм”. Под рукой вы почувствуете легкую дрожь. Чуть приподнимите подбородок к линии горизонта и снова сделайте этот же звук. Затем слегка наклоните голову и снова: “ммм”. Следите за тем, чтобы состояние не менялось: шея расслаблена и вы легко и приятно мычите во всех трех позициях. 

2. Дикция

Чтобы сделать речь красивой, старайтесь не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами (причастия образуются с помощью суффиксов, содержащих шипящие звуки, а деепричастия способствуют нагромождению гласных звуков), сложных синтаксических конструкций. Дробите речь.

Чем четче речь, тем легче ее слушать. Дикция - показатель “веса” ваших слов.  “Чек грит” и “буит касиво” создают эффект смазанности в речи. Нарушается мелодика и темпоритм, динамика языка. 

3. Интонация

Интонация – главное средство воздействия на слушателя в формате подкаста. Именно интонация позволяет разнообразить речь, передать настроение спикера и его отношение к теме, выражать конкретные эмоции. 

Манера говорения играет решающую роль в выборе “своего” подкаста для слушателя. Обычно люди так отзываются про речь другого: “Мне нравится его слушать” или “Не могу его долго слушать”. А вот что именно привлекает или отталкивает по пунктам определить могут лишь единицы. Интонация — это собирательный показатель нескольких характеристик голоса. В нее входит и темп, и логически расставленные акценты, и ударения, и паузы, и тембр. Важно помнить: монотонная речь усыпляет внимание слушателя. Поэтому необходимо уметь интонировать, то есть говорить выразительно! 

Для этого берите любые чистоговорки или фразы и произносите их с различными эмоциями: ругаясь, восхищаясь, упрекая, обижаясь, гневаясь, любя, обольщая… Читайте вслух, ярко и эмоционально озвучивая диалоги героев и отмечая голосом знаки препинания паузами. Благодаря этому ваша речь станет бурной рекой с порогами, а не ровным тихим ручьем.

«Когда я работала на ТВ, то озвучивала множество текстов к эфиру. Обычно это происходило в звукоизоляционной замкнутой серой каморке размером метр на метр, со стульчиком впритык к стенке и микрофоном. Чтобы речь была живой и яркой, я всегда представляла перед собой кого-то из близких и рассказывала все ему. Я улыбалась, кивала, жестикулировала, наклонялась… Это очень помогало эмоционально и красиво говорить».

Итак:

✔  Подкасты сегодня — неотъемлемая часть жизни. Информация в аудиоформате дает возможность учиться, развиваться, развлекаться, продвигать бизнес, формировать лояльную клиентскую базу и быть в тренде.

✔ Записать подкаст можно с любым бюджетом. Для размещения и продвижения есть множество доступных программ и хостингов.

✔ Чтобы качественно и красиво записать подкаст, стоит тщательно поработать над голосом, интонацией, дикцией и речью. Для этого есть упражнения для самостоятельной работы, а также обучающие курсы и занятия.

Желаю всем успешных подкастов и благодарной аудитории!