В Италии у каждого продукта, конечно, есть свой двигатель торговли. Но это не реклама. Реклама здесь скромна и избирательна. Да, крупные бренды будут агитировать и спамить, как и везде. Но вот малый бизнес, кажется, не тратит на рекламу ни копейки, не делает бешеных скидок — и живет припеваючи. Почему так?

Слабая конкуренция

Вместо того, чтобы пытаться втиснуться в уже давно занятую и переполненную нишу, стоит поискать свою, уникальную. Просто до банального. Открыть не танцевальную секцию, а клуб художественного фигурного катания на роликах. Не бар, а ресторан аутентичной кухни с харизматичным шефом. Не салон красоты, а «спа-курорт одного дня». В Италии, как известно, прекрасно развит ресторанный бизнес. Днем и вечером в  шумном Милане или маленьком  городке на озере Комо рестораны заполнены и переполнены. И не только в туристический сезон. Секрет успеха — точное позиционирование (впрочем, обаятельнейшие пожилые рестораторы об этом и не догадываются, все делают интуитивно). У каждого места есть свое лицо, своя атмосфера, свои специалитеты. Спроси местного жителя — без запинки ответит, в чем отличие одного заведения от другого. Потому что они все колоритны и нет двух мест одинаковых.

Правильная локация

Качественно изучив инфраструктуру, можно выбрать настолько выгодную локацию, что местные выстроятся в очередь задолго до открытия нового клуба/кафе/ресторана. Конечно, на шумном проспекте поток будет большим — но аренда «съест» всю прибыль, а соседство конкурентов (если вы не придумали, как от них эффективно «отстроиться») заставит демпинговать и работать себе в убыток. А между тем, открывшись в скромном пригороде, можно с первого дня произвести фурор — ведь именно этого сервиса местным так не хватало!

Собственные ресурсы

Итак, вам удалось соблюсти первые два условия — создать оригинальный продукт/сервис/место и найти ему выгодную локацию. Но реклама все равно нужна! Зачем? Потому что так делают все? «Лучшая реклама — это хорошая репутация!», — говорит Франческо, владелец небольшой траттории в Комо. И то верно — гости как-то его находят сами и в зале никогда нет пустых столов.

Эффект «секретного места» или «закрытого клуба» использовали, несомненно, многие и много где. Например, в Петербурге у постоянных гостей ресторана «Мари Vanna» были даже собственные ключи от его дверей — причем, ключи подходили к замкам и других одноименных заведений, расположенных также в Москве, Лондоне и Нью-Йорке.

Однако вовсе необязательно «нагонять пафос» и играть в недоступность. Напротив — лучше работать над атмосферой и качеством блюд так, чтобы слухи о таком прекрасном месте распространялись с космической скоростью. А вместо скидок  и акций «5 бургеров по цене 1» можно просто креативно украсить витрины, создать небольшой зимний сад внутри или цветущую террасу снаружи, и, в конце концов, посадить за столы очаровательных плюшевых мишек — ресторан никогда не должен быть пустым. Красивое, уютное, вкусное — соблазн так силен, что даже самый прагматичный посетитель забывает об акциях и не может устоять. И можно даже без музыки. В итальянских ресторанах зачастую и не услышишь песен или радио. Потому лучшая музыка — это детский смех и  голоса довольных гостей!