Расскажите, чем вы занимаетесь, какие направления вашей работы сегодня считаете приоритетными и почему
Муслим: Сейчас я активно занимаюсь наукой, пишу докторскую диссертацию по теме «Управление медицинскими организациями». Помимо этого я веду образовательную деятельность - руковожу центром бизнес-образования в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и там же тружусь доцентом на кафедре. На базе академии мы создаем образовательные курсы, сегодня их уже 29. Это курсы по корпоративному управлению, медицинскому праву, современному управлению медицинской организацией, по цифровизации и по многим другим темам. Все наши образовательные программы можно разделить на авторские, мультидисциплинарные, тематические и корпоративные. Последние, кстати, разрабатываются по индивидуальному заказу корпоративных клиентов. Кроме того, я руковожу Национальной ассоциацией управленцев здравоохранения и являюсь членом Российской общественной палаты, где вхожу в Комиссию по здравоохранению. Это обширная и активная общественная деятельность с постоянными командировками в регионы. Благотворительность - еще одно направление, которому я уделяю много времени и сил, так как являюсь соучредителем благотворительного фонда «Благомед». Последние годы мы с Ассоциацией и Фондом направляем гуманитарные грузы и лично выезжаем на территорию Донецкой народной республики для помощи местному населению. Вместе с Николаем Мрочковским, моим хорошим другом, который возглавляет Клуб «Финанс 1», мы на постоянной основе помогаем ремонтом и оснащением донецким медучреждениям и домам-интернатам, целенаправленно и системно подходя к закрытию их потребностей. Кроме того, во время командировок реализовываем свои врачебные компетенции, принимая пациентов, далее перенаправляем их в федеральные медучреждения, курируем их лечение удаленно. Все, что я сегодня делаю и что планирую делать дальше, направлено на создание пациентоориентированной, пациентоцентричной модели здравоохранения. В эту систему вовлечены все представители медицинской отрасли: от медсестренского и врачебного звена до смежных отраслевых направлений - экономистов, бухгалтеров, юристов.
Сегодня многие винят в несовершенстве медицины как социального института управленческие кадры. Особенно это касается некоммерческих учреждений здравоохранения. Как, на ваш взгляд, выглядит реальное положение дел?
Муслим: Если вы имеете в виду государственные медицинские организации, то я не могу с вами согласиться. Возьмем, например, «Московское здравоохранение», выстроенное по аналогии с лучшими мировыми практиками. Во многих поликлиниках и стационарах сделан качественный ремонт, есть современное медицинское оборудование, продуманные алгоритмы оказания медицинской помощи, открыто около 8 новых центров скорой помощи. На фоне этих достижений недовольство качеством оказания медицинских услуг однозначно снижается. Однако есть индивидуальные российские особенности, например, большое количество населенных пунктов, находящихся далеко друг от друга. Там часто просто нет возможности полного укомплектования необходимым врачебным контингентом. Благо, сейчас развиваются цифровая медицина, телемедицина и эти услуги становятся очень перспективными, приходят на помощь врачу и пациенту. Пациент в личном кабинете может видеть услуги, которые он получил, видеть динамику своего лечения, рекомендации и диагностические процедуры, которые назначает врач. Конечно, нельзя сказать, что недовольства не существует, но тут есть особенность: помощь пациентам, испытывающим боль, достаточно специфична, поэтому не могут в такой обширной социальной сфере все быть довольны. Однако это не значит, что система не совершенствуется, не идет в ногу со временем. На мой взгляд, за последние годы сделан большой скачок. Управление, оснащение, кадры - все имеет положительную динамику и ее результаты мы сможем увидеть в ближайшее время. Отдельно хочу отметить последний указ Президента об увеличении финансового довольствия врачам, предполагающий доплаты медперсоналу в размере 30 тысяч, а врачам - 50 тысяч рублей. Будем надеяться, что это все состоится, с точки зрения регионального управления и до медперсонала и врачей эти деньги дойдут.
Сегодня наблюдается значительный отток кадров из государственных клиник в частные, это естественный процесс или вынужденный шаг? Что нужно, чтобы восстановить баланс сил?
Мы не можем сказать, что наблюдается такой отток массово. Безусловно, есть примеры, где врачи открывают собственные, индивидуальные кабинеты или уходят работать в частную медицину. Но при этом многие частные медучреждения на своей базе имеют образовательные центры, которые готовят врачей для всего рынка. Возьмите такие сетевые структуры, как “МРТ Эксперт”, “СМ-клиника”, компания “МЕДСИ“, клиника “Мать и дитя” - на их базе учится большое количество врачей, которые потом работают как в частных, так и в государственных клиниках. Так что, сказать, что существует какая-то статистика перехода из одного учреждения в другое, нельзя, бытуют индивидуальные мнения, не подтвержденные цифрами, во всяком случае полноценное научное исследование пока еще никто не проводил, а пора бы уже. В то же время, мы знаем регионы, где одна из служб перешла на работу в частные структуры и в кадровом отношении полностью “оголила” государственные медучреждения. Почему? Потому что в государственных больницах зарплаты были в пять раз меньше, чем врач мог заработать в частной клинике. Так или иначе, сейчас зарплаты постепенно выравниваются. Положительная динамика складывается из двух ключевых моментов: госклиники становятся более привлекательными для врачей, а “частники” активно участвуют в подготовке кадров для всей отрасли. Стоит отметить, что в отрасли наблюдается большой процент профессионального выгорания со стороны персонала, который вообще уходит из медицины, ища менее напряженные и более привлекательные условия. А рынок дает этим людям такую возможность. К тому же, ряд специалистов у нас покинули страну. Отток кадров за рубеж пережила и частная, и государственная медицина. Мы понимаем, что это временно. Сейчас главная задача: настроить систему, не разделяя ее на частную и государственную. Мы стремимся помочь пациенту вне зависимости от того, в медучреждение какой формы собственности он обратился - это гарантия доступности медпомощи.
Каким, по-вашему, должен быть хороший управленец?
Муслим: Хороший управленец, прежде всего, должен быть адекватным, знающим профессионалом, имеющим управленческое мышление и всегда видящим цель, к которой он ведет свой коллектив. Он должен быть человеком, который способен хорошо настроить команду, который четко видит будущее, способен заглянуть на 5-7 лет вперед. Сегодня технологии и подходы к медицинской деятельности меняются стремительно, пациенты становятся грамотнее. Врачу постоянно нужно стремиться к развитию, освоению новых знаний, успевать за изменениями. У нас ведь не просто так создана система непрерывного образования. Система конференций, выступлений, образовательных курсов дает врачу четкое понимание, что он идет в ногу со временем. Настоящий управленец должен видеть все эти нюансы, а еще хорошо разбираться в экономике предприятия, в инновационных цифровых форматах и понимать потребности пациентов. И самый главный критерий: принцип “не навреди”, принцип всеобщей пользы, на котором хороший управленец должен строить работу своей медицинской организации.
Вы ведете активную общественную деятельность, имеете множество титулов и наград, вовлечение в эту сферу дает ощутимые результаты? Каким общественным вкладом вы особенно гордитесь?
Муслим: Сегодня мы работаем по принципу: делай, что нужно и будь, что будет. Мы понимаем, что поднимаемые нами вопросы остры, но они объединяют медицинское сообщество, дают возможность выработать правильную позицию, соотнести ее с имеющимися законодательными инициативами. Консолидация сообщества в рамках грамотно поставленных задач - это правильный путь, который дает возможность реально реализовать пациентооринтированную систему здравоохранения. Это наша главная задача. Сейчас мы не ставим каких-то сверхзадач перед собой. Хотелось бы, конечно, реализовать все инициативы, а их у нас порядка тридцати, но каждая требует внимания и погружения. Это энергия и время. Если говорить о том, что мы уже реализовали, то это продление действия нулевой ставки налога на прибыль для частных медицинских учреждений. Это результат огромной совместной экспертной работы. Еще, может быть, вы помните, было такое требование к генеральным директорам медучреждений, как обязательное медицинское образование? Нам удалось добиться распределения ответственности и дать возможность директорам с любым профильным образованием (управленческим, экономическим или юридическим) заниматься стратегическим планированием, а курирование медицинских вопросов делегировать их замам с соответствующим медицинским образованием. Почему я считаю это важным достижением? Потому что частных организаций в стране 70 тысяч, они объединяются, меняют формат на системное управление сетевыми структурами, но даже так у нас просто нет такого количества людей, которые имеют специализированное медобразование и обладают достаточными навыками стратегического управления, чтобы возглавлять такое количество клиник и центров. Если говорить о наградах, то я считаю самой ценной медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, которую я получил за участие в борьбе с ковидом и участие в команде, построившей ковидный госпиталь.
Еще одно направление, где вы в полной мере реализуете свой потенциал - благотворительность. Расскажите подробнее, какие проекты уже завершены, над какими вы сейчас работаете и что планируете в будущем?
Муслим: Благотворительную деятельность мы ведем на постоянной основе, уже более 10 лет. Ранее работали с фондами «Справедливая помощь», фонд Доктора Лизы. Что касается деятельности, которую ведет Ассоциация и Фонд «Благомед» с Николаем Мрочковским, она ведется уже третий год и направлена на помощь медицинским организациям гражданской направленности и врачам, которые работают в Донецкой народной республике. Мы оснащаем их аппаратами Елизарова, медицинским оборудованием, шовным материалом и делаем это на постоянной основе. Если не ошибаюсь, за это время мы направили туда около 140 тонн гуманитарного груза. Мы понимаем важность работы врачей, которые там, в сложных условиях оказывают помощь населению. В индивидуальном формате мы занимаемся медицинским сопровождением пациентов далее, в ведущие учреждения нашей страны.
Насчет дальнейших планов у нас много ожиданий. Очень хочется реализовать ряд проектов в оснащении и ремонте медучреждений, продолжить работу по обеспечению медиков необходимыми расходными материалами, оборудованием, чтобы они ни в чем не нуждались при оказании медицинской помощи.
Вы - счастливый отец трех детей. Хотели бы, чтобы ваши дети продолжили ваши начинания?
Муслим: Я считаю, что у моих, да и у любых других детей должен быть выбор, должна быть собственная позиция. Мои дети, безусловно, думают о пути в медицине, но пока до конца не уверены в этом выборе. Конечно, я был бы рад, если бы они выбрали это направление, но окончательное решение, разумеется, за ними. А я, как любящий отец, буду их поддерживать, чтобы они смогли себя реализовать в профессии.
ТОП-3 советов от Муслима Муслимова
Муслим: Мои советы будут скорее жизненными, нежели профессиональными, но их ценность от этого не уменьшается. Ходите в театры, я считаю, что это прекрасное подспорье в понимании как классических произведений русских авторов, так и новинок современного искусства. Питайтесь здоровой пищей, обязательно включайте в рацион побольше зелени и овощей. Занимайтесь активным спортом на свежем воздухе и все будет замечательно! Главное, чтобы вы смотрели на жизнь максимально позитивно, хорошее настроение должно быть всегда, тогда с любой преградой и проблемой можно справиться.