Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2
Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2

В Доме культуры ГЭС 2 прошла концертная программа «Сопротивление материалов», придуманная дирижером Филиппом Чижевским совместно с музыкальным куратором Дмитрием Ренанским.

Впервые в истории концерт прошел без рассадки зрителей. Такая форма подачи музыкального материала обеспечила возможность свободы перемещения зрителей в больших пространствах ГЭС 2. Гости вечера перемещались с этажа на этаж, меняя угол обзора концертной программы. Кто-то сидел на полу, кто-то лежал на подушках, кто-то наслаждался музыкой стоя. Причина такой организации концерта была такая: сочетание двух довольно революционных пьес будет восприниматься более целостно, если у слушателей будет свобода взаимодействия с пространством и музыкальными произведениями, без ограничений и привязки к определенному месту.

Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2
Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2

В первом отделении музыканты исполняли Композицию N2 Dies irare Галины Уствольской. Подзаголовок произведения отсылает к одной из ключевых частей католической мессы или реквиема — к картинам Страшного суда. Партитура рассчитана на восемь контрабасов, фортепиано и деревянный куб, на котором играют деревянными молотками, — инструмент, специально сконструированный по заказу Уствольской. «Ничего, кроме безжалостного стука молотом по наковальне правды»: образный мир Композиции N2, запечатленный в рецензии голландского критика и композитора Элмера Шёнбергера, неожиданно пересекается с авторской программой Пятой симфонии Бетховена — «Так судьба стучится в дверь».

В конце ХХ века идея обновления симфонического жанра получает новый импульс в творчестве петербургского композитора Галины Уствольской (1919–2006). Как и Бетховен, Уствольская привыкла нарушать конвенции, идти против течения, работать на сопротивление. Двух авторов роднит концентрированность языка, предельное уплотнение материала, отсечение всего лишнего и, как следствие, колоссальная суггестивная сила музыкального жеста, напряженная экспрессия которого выходит далеко за пределы обыденного.

Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2
Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2

Второе отделение — Пятую симфонию Бетховена — музыканты отыграли на втором этаже. Это произведение — одно из самых революционных образцов жанра. Композитор впервые расширяет диапазон звучания, впервые используя одновременно самые высокие и самые низкие по регистру инструменты — флейту-пикколо, три тромбона и контрафагот. Музыковед Лариса Кириллина отмечает, что Бетховенская Пятая означает «полный разрыв с прежним отношением к симфонии как к жанру камерной музыки».

Дирижер Филипп Чижевский нашел точки пересечения экстремальных звуковых миров Галины Уствольской и Людвига ван Бетховена.

Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2
Фото: Никита Чунтомов, предоставлено пресс-службой ГЭС 2

Текст создан с использованием материалов пресс-службы ГЭС 2.