Как же я не люблю зануд. Вот особенно, если такие личности влезают в проектную деятельность советниками или кураторами. Был у меня такой нехороший опыт, который потом очень мне пригодился. Когда наш продакшен начинал свою деятельность, мы ни от какой работы не отказывались. И однажды взялись делать пиар-компанию для одной консервативной конторы, которая как раз и поставила надзирателем за реализацией уникально унылую, феноменально нерешительную, но млеющую от своей важности женщину. Месяц она размышляла в какую сторону кадра поставить логотип. Приходила совещаться по пустякам, нагло жрала наше время и жужжала своим бесцветным голосом всякую ересь. Когда же это существо, наследив через текущие бахилы на наш беленький ковер, наконец удалялось, я кричала на весь офис «Северного Характера»: «Дрозофилла бессмертная, тварина доставучая, синяя мясная муха! Дайте мне мухобойку. Я её прихлопну». Светлана Осминина, видя мои муки, немедленно купила мне инструмент для истребления насекомых в виде стилизованной человеческой ладошки.
Мухобойка органично воткнулась в стакан с карандашами на моем рабочем столе и молча помахивала пятью сжатыми пальцами в такт стуку клавиш. Кто же знал, что ее образ прорастет самым причудливым образом в новый сценарий короткометражного игрового фильма.
А задача у меня была непростая. Нужно было сочинить целую историю просто из ландшафта. В нескольких десятках километров к северо-востоку от Мурманска начинается арктическая тундра. Камни, мох, да изредка карликовые березы. Зимой и их не видно – до самого горизонта расположился высочайшего качества белый снег, уходящий прямо в небо. И вот посреди этого безмятежного великолепия в полном безлюдье построился парк с исполинскими ветрогенераторами, мерно вращающими своими лопастями под свист поземки.
Что здесь может происходить с героями? Любовная любовь? Убийственное убийство? И вообще что это за символ места такой, где человек просто букашка, муха по сравнению с гигантскими вентиляторами? Мозг мой услужливо подсунул «Звездные дневники Йона Тихого» Станислава Лема, «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких и почему-то «Кин-дза-дзу» режиссера Георгия Данелии. Другая планета… какая же? Всемирная паутина выдала кучу снимков с больших и малых объектов Солнечной системы. Луна, Марс, Церера? Больше всего наша заснеженная тундра подходила под спутник Сатурна – Титан. Вот только цвет неба на Титане не голубой, а желтый. Да это ерунда. Можно и фильтр на монтаже поставить.
Тут же родился первый кадр: «Среди абсолютно безжизненного пространства покоится гермошлем. Похоже, что космонавта засыпало в снежном склепе, а упрямая голова в шлеме стала ему памятником. Возможно, это давняя и давно забытая трагедия. Неуютная планета тихо доедает своего первооткрывателя. И вдруг защитное стекло резко поднимается, обнаруживая самодовольную, но слегка озабоченную физиономию». Вот он герой: именно такой самоуверенный тип может прилететь на чужую планету с хлопушкой для истребления насекомых в руках, ибо ни размера своего по сравнению с космосом, ни меры не чувствует. Да и людей за людей не считает, мухобойкой по ушам бьёт. Как я его понимаю! Вот так испытанное когда-то мной максимальное раздражение вылилось в характеристику персонажа.
А кто же антагонист нашего героя? Кто довел будущего космического миссионера до белого каления так, что он согласился смотаться с родной планеты на Титан? Кто в нашем мире вездесущ, последователен, навязчиво жужлив и пронырлив? Госпожа Мерчуткина из Чеховского «Юбилея»! Бабка немедленно стала локомотивом сюжета. Причем не раскисшая бабуленция, а сухая и поджарая женщина вне всякого возраста, да еще и с большим вентилятором в руках.
Сценарий родился. Начались съемки.
В самом центре города Колы два великолепных артиста театра Северного флота Дмитрий Пастер и Елена Варцева самозабвенно дрались друг с другом. По клумбе разлетались куски вентилятора и катились апельсины. Режиссер Елена Васюкова требовала новых дублей. Местная запойная публика пыталась аплодировать, но была быстро изгнана из партера юркими администраторами съемочной площадки, дабы не портить звук.
Первый план решено было снимать под Териберкой. Вся съемочная группа по очереди рыла яму в сугробе для нашего космонавта. Отверстие выкопали такой глубины, что дошли до чистейшего голубого снега. Пастер утеплился и рухнул в яму, после чего его быстро закопали по шею. Ветродуйка мобилизовала поземку, плюхавшую снежную пыль на стекло гермошлема. Через пять минут актер взмолился, выпустите срочно из мерзлого зиндана, спина застудится. Оператор Сергей Пашков злобно продолжал снимать, не слушая ни молитв, ни просьб о пощаде. Наконец, артисту разрешили выбраться. Он так стремительно и ловко выбросил из ямы свое холодеющее тело, что этот дубль целиком вошел в начало ленты.
На его кульбит за кадром мы положили все мушиные ругательства, которыми я когда наградила занудную дамочку, куратора давнишнего проекта. Пастер так смачно их отрегулировал голосом, что простой анекдот превратился в трагикомичную историю.
Премьера фильма состоится 15 и 16 июля 2023 года на большом концертном экране Арктического фестиваля «Териберка». Приходите смотреть, если будете в Мурманской области в конце недели!