Идея киношколы родилась чистой, наивной и хрустальной как слеза. А все по причине моей глухой раздражительности. В Мурманской области собственная региональная кинематография только вылупляется. Хмурыми воробушками вылетают коротенькие игровые ленты из нервных лап энтузиастов. Эти экранные произведения очень радуют создателей, их друзей и родных, но имеют вполне очевидные черты поры ученичества.

Я сижу за компьютером и грызу ручку от раздражения. Смотрю мурманское кино. Шмяк. Ляп. Тяп-ляп. Меня мучает необходимость наблюдать художественную самодеятельность. У меня нет от неё защиты, ну не наработала еще творческую мозоль поглощением стихотворно-постановочных композиций в местных ДК.  

Все. Баста! Не растут наши Шукшины. Одни и те же ошибки. Сами снимают, сами монтируют, сами себя опыляют. В общем, налицо бесполезный инбридинг. Тупиковый путь в творчестве. Зато создатели сами собой очень довольны. Ребята! А что если закинуть вас в другие обстоятельства действия? К тем, кто выбрал кино своей профессией и живет с чувством, что он на дружеской ноге с самим Квентином Тарантино?

Создатели и участники кинолаборатории «Печенгафильм» на крыльце офиса «Северного Характера» в Мурманске 
Создатели и участники кинолаборатории «Печенгафильм» на крыльце офиса «Северного Характера» в Мурманске 

Вот так и родилась идея смешать мурманских, питерских и московских молодых кинематографистов, среди которых могли быть студенты российских киновузов,  в одну коллаборацию для общения, учебы, написания сценария и съемок кино. Лабораторию назвали «Печенгафильм», потому что базироваться решили в Печенгском округе Мурманской области в поселке Никель — это на северо-западе Кольского полуострова, практически на границе с Норвегией. До 1944 года это была территория Финляндии. Теперь о финской жизни напоминают лишь некоторые топонимы в названиях рек, озер и гор.

Мы разбросали анкету с приглашением принять участие по всем возможным ресурсам. На 10 мест откликнулось человек 70. Отлично! Набираем команду по конкурсу. Будущие режиссеры и продюсеры Настя, Андрей, Андрей, Аня, Аня, Маша, Лена, Рая и два оператора Гриша и Максим.  До этого момента никто друг друга не знает. И два куратора: один московский — кинорежиссер Никита Чисников и наш от «Северного Характера» — продюсер Кристина Бородина.

Куратор группы кинорежиссер Никита Чисников (Москва) и участник проекта оператор Григорий Шаханов добыли скелет для фильма в местной школе посёлка Никель
Куратор группы кинорежиссер Никита Чисников (Москва) и участник проекта оператор Григорий Шаханов добыли скелет для фильма в местной школе посёлка Никель

Никель — это вам не Канны! Это потерявший металлургический смысл поселок городского типа на краю света. Мертвым дворцом чернеет покинутый владельцами комбинат на его окраине. И со всех сторон на город наступает ожившая тундра. За десятки лет за предприятием насыпались горы черного шлама, отхода металлургического производства. Стоит нырнуть за окраину города — рассыпается мелкими брызгами удивительной красоты озеро, где базируются маленькие яхты и  тренируются сап-сёрфингисты. Народ здесь живет деятельный, северный, доброжелательный.  

Молодые кинематографисты отправились на озеро Куэтсъярви за вдохновением 
Молодые кинематографисты отправились на озеро Куэтсъярви за вдохновением 

У киношкольников сумасшедшей плотности программа. С утра — лекции по сценарному мастерству, основам драматургии, режиссуре и продюсированию. Онлайн беседы и разбор кинофильмов с кинорежиссерами из Европы, Африки и Латинской Америки. После обеда — крутейшие поездки: на Кольскую Сверхглубокую скважину, в Корзуново, где служил Юрий Гагарин, на водопад Шуйнийоки. А что же ночью? Солнце то не садится! Сиди и пиши логлайны и синопсисы, первые, вторые и третьи драфты сценариев.

Андрей Костенников и Григорий Шаханов за написанием сценария полярным днем в полночь в Никеле 
Андрей Костенников и Григорий Шаханов за написанием сценария полярным днем в полночь в Никеле 

Местные и приезжие отнеслись друг к другу внимательно и настороженно. Столичные штучки нет-нет, да и свысока смотрели на киноаборигенов. Тем более, что на 1 и 2 курсе столичного киновуза так приятно считать себя великим. Северные киноделы напряглись. Внезапно  москвичей и питерцев охватила эйфория полярного дня. Но на третий день силы их покинули. Мурманчане по северной привычке энергию экономили. Через неделю все выровнялись, подружились, подготовили заявки и вышли на питчинг.

Молодые киношники обсудили фильм кинорежиссера из Африки и сделали фото на память 
Молодые киношники обсудили фильм кинорежиссера из Африки и сделали фото на память 

Что написали:  документальную историю о местном хлебопеке, заявку на док.фильм о капитане Крюке — яхтсмене с одной рукой, мелодраматичную короткометражку о возвращении домой девушки с недоразбитым сердцем, приключенческий фильм о потеряшке в лесу, документалку о местной жительнице преклонного возраста, у которой отбоя нет от мужчин, неземную историю про инопланетянку Шерстиниту, что-то документальное про местную женщину-гончара. А победу одержал сценарий кинооператора Григория Шаханова — фантастический фильм «Цена вопроса».

Чукчанка Елена Кульу в образе инопланетянки Шерстиниты на фоне потухшего комбината в Никеле 
Чукчанка Елена Кульу в образе инопланетянки Шерстиниты на фоне потухшего комбината в Никеле 

Гриша сказал, что его вдохновили горы черного шлама, которые раскинулись позади закрытого комбината. Он вспомнил, что в детстве любил читать Роберта Шекли. В его  повести «Лаксианский ключ» рассказывается о волшебной машине, которая превращает в тангриз (это еда для одной не гуманоидной расы) буквально всё. Включить машинку можно легко. А вот выключить – целая проблема. Впрочем, фильм не повторяет эту историю, скорее сам образ тангриза был взят Григорием для вдохновения.

Второй режиссер Андрей Костенников в конце длинной смены отобрал хлопушку у помощника режиссера 
Второй режиссер Андрей Костенников в конце длинной смены отобрал хлопушку у помощника режиссера 

В общем, фильм решили снимать на самой Кольской сверхглубокой скважине. Развалины гордости советской науки стали еще одним источником вдохновения для Гриши. Команду укрепили московским кинооператором Денисом Пономаревым.  Смастерили прибор-убийцу, собрали нужных животных, привезли двух профессиональных артистов из драматического театра Северного флота Илью Сирина и Алексея Башкирова.  13-ти минутную  историю сняли за длиннющую 18-ти часовую смену. Гриша сам смонтировал и покрасил фильм, нашел музыку. Это стало его первой  режиссерской  работой.

Актеры Илья Сирин и Алексей Башкиров сыграли в фильме «Цена вопроса» родных братьев 
Актеры Илья Сирин и Алексей Башкиров сыграли в фильме «Цена вопроса» родных братьев 

Ленту сразу стали брать в программу зарубежные фестивали. Фильм  был показан на Short Shot Fest в Москве, вошел в конкурсную программу МКФ в Монреале и взял главный приз Жюри на фестивале короткого метра в Париже.

Те, кто хоть раз снял кино в тундре, скорее всего скоро вернётся на крайний север!  
Те, кто хоть раз снял кино в тундре, скорее всего скоро вернётся на крайний север!  

Для нас мурманчан – это уникальный опыт. Надо выпрыгивать из своего регионального блюдца. Иногда это мучительно и не хочется делать. Но это единственный путь развития самобытного кинопроизводства  в регионе, где отсутствуют киновузы и студии.  И есть огромное желание снимать кино!

Постер фильма «Цена вопроса» (2022, режиссер Г.Шаханов) 
Постер фильма «Цена вопроса» (2022, режиссер Г.Шаханов) 

Кстати, местным жителям фильм очень понравился. На премьеру пришли 92 человека, что для маленького поселка почти рекорд.