Идея киношколы родилась чистой, наивной и хрустальной как слеза. А все по причине моей глухой раздражительности. В Мурманской области собственная региональная кинематография только вылупляется. Хмурыми воробушками вылетают коротенькие игровые ленты из нервных лап энтузиастов. Эти экранные произведения очень радуют создателей, их друзей и родных, но имеют вполне очевидные черты поры ученичества.
Я сижу за компьютером и грызу ручку от раздражения. Смотрю мурманское кино. Шмяк. Ляп. Тяп-ляп. Меня мучает необходимость наблюдать художественную самодеятельность. У меня нет от неё защиты, ну не наработала еще творческую мозоль поглощением стихотворно-постановочных композиций в местных ДК.
Все. Баста! Не растут наши Шукшины. Одни и те же ошибки. Сами снимают, сами монтируют, сами себя опыляют. В общем, налицо бесполезный инбридинг. Тупиковый путь в творчестве. Зато создатели сами собой очень довольны. Ребята! А что если закинуть вас в другие обстоятельства действия? К тем, кто выбрал кино своей профессией и живет с чувством, что он на дружеской ноге с самим Квентином Тарантино?
Вот так и родилась идея смешать мурманских, питерских и московских молодых кинематографистов, среди которых могли быть студенты российских киновузов, в одну коллаборацию для общения, учебы, написания сценария и съемок кино. Лабораторию назвали «Печенгафильм», потому что базироваться решили в Печенгском округе Мурманской области в поселке Никель — это на северо-западе Кольского полуострова, практически на границе с Норвегией. До 1944 года это была территория Финляндии. Теперь о финской жизни напоминают лишь некоторые топонимы в названиях рек, озер и гор.
Мы разбросали анкету с приглашением принять участие по всем возможным ресурсам. На 10 мест откликнулось человек 70. Отлично! Набираем команду по конкурсу. Будущие режиссеры и продюсеры Настя, Андрей, Андрей, Аня, Аня, Маша, Лена, Рая и два оператора Гриша и Максим. До этого момента никто друг друга не знает. И два куратора: один московский — кинорежиссер Никита Чисников и наш от «Северного Характера» — продюсер Кристина Бородина.
Никель — это вам не Канны! Это потерявший металлургический смысл поселок городского типа на краю света. Мертвым дворцом чернеет покинутый владельцами комбинат на его окраине. И со всех сторон на город наступает ожившая тундра. За десятки лет за предприятием насыпались горы черного шлама, отхода металлургического производства. Стоит нырнуть за окраину города — рассыпается мелкими брызгами удивительной красоты озеро, где базируются маленькие яхты и тренируются сап-сёрфингисты. Народ здесь живет деятельный, северный, доброжелательный.
У киношкольников сумасшедшей плотности программа. С утра — лекции по сценарному мастерству, основам драматургии, режиссуре и продюсированию. Онлайн беседы и разбор кинофильмов с кинорежиссерами из Европы, Африки и Латинской Америки. После обеда — крутейшие поездки: на Кольскую Сверхглубокую скважину, в Корзуново, где служил Юрий Гагарин, на водопад Шуйнийоки. А что же ночью? Солнце то не садится! Сиди и пиши логлайны и синопсисы, первые, вторые и третьи драфты сценариев.
Местные и приезжие отнеслись друг к другу внимательно и настороженно. Столичные штучки нет-нет, да и свысока смотрели на киноаборигенов. Тем более, что на 1 и 2 курсе столичного киновуза так приятно считать себя великим. Северные киноделы напряглись. Внезапно москвичей и питерцев охватила эйфория полярного дня. Но на третий день силы их покинули. Мурманчане по северной привычке энергию экономили. Через неделю все выровнялись, подружились, подготовили заявки и вышли на питчинг.
Что написали: документальную историю о местном хлебопеке, заявку на док.фильм о капитане Крюке — яхтсмене с одной рукой, мелодраматичную короткометражку о возвращении домой девушки с недоразбитым сердцем, приключенческий фильм о потеряшке в лесу, документалку о местной жительнице преклонного возраста, у которой отбоя нет от мужчин, неземную историю про инопланетянку Шерстиниту, что-то документальное про местную женщину-гончара. А победу одержал сценарий кинооператора Григория Шаханова — фантастический фильм «Цена вопроса».
Гриша сказал, что его вдохновили горы черного шлама, которые раскинулись позади закрытого комбината. Он вспомнил, что в детстве любил читать Роберта Шекли. В его повести «Лаксианский ключ» рассказывается о волшебной машине, которая превращает в тангриз (это еда для одной не гуманоидной расы) буквально всё. Включить машинку можно легко. А вот выключить – целая проблема. Впрочем, фильм не повторяет эту историю, скорее сам образ тангриза был взят Григорием для вдохновения.
В общем, фильм решили снимать на самой Кольской сверхглубокой скважине. Развалины гордости советской науки стали еще одним источником вдохновения для Гриши. Команду укрепили московским кинооператором Денисом Пономаревым. Смастерили прибор-убийцу, собрали нужных животных, привезли двух профессиональных артистов из драматического театра Северного флота Илью Сирина и Алексея Башкирова. 13-ти минутную историю сняли за длиннющую 18-ти часовую смену. Гриша сам смонтировал и покрасил фильм, нашел музыку. Это стало его первой режиссерской работой.
Ленту сразу стали брать в программу зарубежные фестивали. Фильм был показан на Short Shot Fest в Москве, вошел в конкурсную программу МКФ в Монреале и взял главный приз Жюри на фестивале короткого метра в Париже.
Для нас мурманчан – это уникальный опыт. Надо выпрыгивать из своего регионального блюдца. Иногда это мучительно и не хочется делать. Но это единственный путь развития самобытного кинопроизводства в регионе, где отсутствуют киновузы и студии. И есть огромное желание снимать кино!
Кстати, местным жителям фильм очень понравился. На премьеру пришли 92 человека, что для маленького поселка почти рекорд.