«Кай, Алтай и Чорос-Гуркин»
Кинопутешествие на Алтай.
Детская киношкола.
Все тут ради гор, озер и пантов, а нас… редкий досуг и поиск контента - привели на встречу с замечательным, одним из самых выдающихся из ныне живущих (дай Бог ему 120 лет жизни!) сказителей народа алтайского, а потом - случился музей исключительной contemporary-мистики в купе с артефактами экологичной демократии…
а теперь по порядку
VI. «Будет Кай - будет и Алтай»
Если вы когда-либо слышали живое горловое пение, то согласитесь - это незабываемо. Даже на русском языке оно звучит одновременно в трех октавах, пронзая децибелами не только пространство, включая всех слушающих, но и время, ибо звучит, как зов наших общих с Денисовским человеком архи-предков, безапелляционно вопрошающих о том, как бездарно мы тратим своё время…
В общем, в рамках съемок репортажа о живых легендах Алтая, где мои дети задумали оживить рассказами местных наших современников легенды и мифы этой волшебной земли, мы удостоились чести записать интервью Ногона Шумарова, выдающегося деятеля искусств (театральных и песенных) 1947 года рождения. Сегодня этот умудренный сединой старец под собственный аккомпанемент на своем древнем струнном инструменте погрузил нас в мифическую реальность Алтайского эпоса из тех времен, когда в тридесятых царствах Кощей прятал свою смерть там, куда Макар телят не гонял…
Музыка - нежнейшая, горловое пение - строжайшая из всех слышанных мной мелодий, смыслы, способные погрузить в свой контекст любого, кому накануне не исполнилось семь тысяч лет…
И - (!) Ногон Сергеевич оказался на редкость современным суфием, который рассказал нам ёмко и доходчиво об особой экологичности алтайцев, затем обратился в объектив камеры с проникновенной речью к своим потомкам и молодежи нашего отечества, а на завтра - он уже ангажирован с выступлением на корпоративе, где будет так же петь эпические произведения своих далёких предков!
Закончилось наше интервью, когда Ногон Шугаров, с весёлым и немного ироничным прищуром взглянув на детей - афористично молвил сквозь седину своей аккуратной белой бороды: «Будет Кай- будет и Алтай…
(Кай, с Алтайского - горловое пение эпоса).
V. Саркофаг принцессы
Этот сюжет начался в шестом веке до нашей эры на урочище Укок, а закончился в Национальном музее Республики Алтай - сегодня на убывающей луне:
график экспонирования мумии женщины пазырыкской культуры, прозванной журналистами «Укокской принцессой», таков, что с 3 по 18 июля (и далее каждый месяц) включительно - ее не показывают посетителям и сегодня этими посетителями оказались мы.
Возвращаясь к началу, в VI веке до н.э. это была молодая девушка из довольно состоятельного рода, которая, заболев, умерла молодой, и оказалась погребена со скарбом и верблюдами в кургане. Она относительно недавно найдена, обоснованно, но небесспорно, опознана и даже получила значение, большее, чем у «простой археологической находки». Перипетии этой принцессы довольно ёмко описаны на популярных сайтах и даже в кино, но, слава богам, недетском! Главное, на мой взгляд, в другом: сегодня есть люди, которые «принцессу» берегут и уважают, а также усматривают в ней, искренне и убежденно, серьезное и даже в чем-то личное значение…
Удовлетворив позыв любознательности, к своему репортажу вернулись и мы, исполненные уважения к этому сравнительно небольшому, но гордому и укорененному в традициях народу, населяющему искренне любимый ими Алтай…
VI. «Устугу и маслом по холсту»
Портрет народа и времен, ему принадлежащих на территории, ныне известной как Республика Алтай - будет неполным, если не сказать пару ёмких про картинную галерею того же самого музея.
Картинок не будет ибо это надо видеть! Живописую сочетаниями букв, чтобы повадить каждого на обоснованно продолжительный турпоход в республику.
Вначале «Устугу» - обряд жертвоприношения, художник Гуркин: нет, это не мистика и смерть, но праздник и жизнь, изображенные в коллективе людей, живущих и жующих свеже приготовленное мясо животных, одно из которых выглядит даже как-то иронично с продетым сквозь него - нестрашно, негрязно и непошло - деревянным колом: люди улыбаются, общаются, заняты делом и процедурой, а конь - висит, свесив усталые ноги.
Затем «Бандиты под конвоем партизан», 1936 года, и если вы хотели узнать, как выглядят басмачи, тов. Сухов и Петруха в Сибири и зимой, то вам сюда…))
Потом «Ярмарка в Улале», 1995; «Древние тюрки ставят изваяние», 1979 и портрет художника «Чорос-Гуркина», 1996, холст и масло… и много чего талантливого ещё…
Все картины, не только поименованные, будто кадры из фильмов, остановленные человеком с большой насмотренностью там и тогда, где и когда мгновения жизни пойманы проведенчески точно и честно. Это красиво. Это “must see” и это настолько живо, что вы сопереживёте увиденное, даже если за плечами лувры бессмертного наследия чужой культуры…