Эпиграф
Когда два года назад я был в составе официальной делегации в Республике Беларусь, со мной (и всеми нами) все говорили на русском языке, и я живо почувствовал, насколько мы близкие народы. Но когда в «Театре у Моста» в городе Пермь, столице Пермского края, в постановке «Архетипичной притчи» под названием «Камедыя» все персонажи (спойлинг: все, кроме черта) говорили на чистейшем белорусском языке – тут я еще сильнее прочувствовал нашу архетипическую близость, т.к. понял все, смеясь надо всеми шутками (а они там были в изобилии) и даже сострадая герою там, где, казалось, он того заслуживал…
Эпиграф № 2
Нет, это не отчет очарованного странника и не реклама «Покупайте Пермское», но зарисовки из новогоднего путешествия в край и на край Урала — славный город Пермь с его далекими окрестностями.
Эпизод 1. «Театральный»
Атмосфера «Театра У Моста» совершенно особенная, можно даже сказать – замечательная, семейно-мистическая. И заслужила она эти эпитеты благодаря замысловатому сочетанию «неакадимизма» с глубиной погруженностью в творчество, театральности с элементами лицедейства и какой-то собственной деловитости, самостийности или даже «культурного самоуправства». Театр – и это я понял, еще не посмотрев спектакль – устроен как-то особенно и, если б не проверка билетов на входе, ряды кресел двух обнаруженных мной зрительных залов и две же сцены, то оглядевшись, я бы подумал, что пришел в гости к человеку (и труппе его друзей) ярких талантов, эксцентричных привычек, смелому в делах и дружбе, склонному к величавой хандре и сосредоточенному на эффективной театрализации. Наверное, так оно и есть (с руководителем театра я, к сожалению, не знаком), но, оказывается, в этот вечер еще и давали два спектакля
Тут спойлинга не будет, но емко поделюсь впечатлением. «Храбрый Назар» — спектакль для детей, но не для детей. Когда наши сын и дочь его посмотрели, то вывод у них был «ленинский» об основной мысли постановки, погруженной в изящную этнику: «мало взять власть, нужно суметь ее удержать». «Камедыя», второй спектакль, уже для взрослых – это трагикомедия на белорусском языке о селянине Дзёме, который, поспорив с Чертом, и жену, и единственного друга, и себя потерял. Не то, чтобы очень поучительная, но не лишенная проникновенной назидательности и, в целом, комедийная история.
С каждого спектакля выходила вдохновленная публика, часть из которой, пожелавшей пройти в «комнату ужасов», окунулась в премилую и местами престрашную «экскурсионную постановку», где всех желающих провели по коридорам страхов (один раз прям испугали как надо))). В общем, этот вечер закончился с твердым ощущением театральной необыкновенности всего произошедшего, чего и вам – желаем!
Эпизод 2. «Театральный-театральный»
Пермский академический «Театр-Театр», постановкам которого было посвящено два вечера – тоже порадовал и тоже очаровал. Во-первых, «Карлик Нос»: классический сюжет в яркой, сложной, с неожиданными творческими ходами современной постановке, мюзикл со спецэффектами, включая живого гуся, и, в общем-то, трогательная история, где, на мой взгляд, ключевая тема – не столько выбор, сколько принятие и следующее за ним самостоятельное и ответственное действие.
Во-вторых, «Сказка о Царе Салтане» (предваренная колядками, которые вовлекли и развлекли совсем детскую публику) – спектакль на вечно современные темы борьбы за власть, любви и ненависти, дружбы и предательства и далее по списку…, но исполненный технико-эстетически так, что даже не совсем детская публика, типа меня, тоже была поглощена действом, собирая годные для своего возраста смыслы.
И, в-третьих, пусть и гастрольный, но «Сон смешного человека» - моноспектакль Российского академического Молодежного театра (Москва): в одной постановке весь Ф. М. Достоевский и его главная тема – Бога и человека, человека и Бога – представлена очень глубоко, а малая площадка Театра-Театра создаёт необходимую для этого произведения камерность: мы, зрители, будто внутри моноспектакля – и тяжело, и проникновенно.
Эпизод 3. «Шоколадные горы и кисельные берега»
Рекомендую всем, даже тем, кто не любит сладкое, предпочитая ему полусладкое или сухое)) – экскурсию на кондитерскую фабрику! Тут у каждого любознательного будет возможность не только вдоволь наесться вкусного и здорового кондитерского многообразия, шоколадного и не только, с орехами и вообще, но и узнать о славных страницах истории предприятия и – главное – еще более славном настоящем завода, а оно прям выдающееся, на мой взгляд! Отрадно, греет душу и радует сознание, что нынешнее руководство предприятия с таким трепетом и прагматичным вниманием относится к возрождению лучших традиций кондитерского мастерства, жившего на фабрике в дореволюционный период и часть периода советского.
И вообще – все на этой фабрике радует и, кстати, экскурсия по цехам – чрезвычайно познавательна: даже про себя многое узнаешь, ибо как ребенок, тянешься руками к каждой конфетке, но добрый экскурсовод, как воспитательница в детском садике, останавливает, т.к. с конвейера есть нельзя! У них там специальная комната есть, чтобы есть))) А еще очень важно, что каждый, с кем на фабрике удалось пообщаться, включая Деда Мороза – очень любит свою работу, гордится ею и с завидной теплотой в голосе отзывается о каждой конфетке, прочих здоровых вкусняшках и даже фантиках (они же «этикет») всех четырех способов завертывания и упаковки!
Эпизод 4. «Пермская протяженность: эпизоды впечатлений об архитектуре, диалекте, истории и современности»
Пермский край – особый край, со своими даже архитектурными подходами или традициями, которые я, не профессионал в этой сфере деятельности, заметил и пытаюсь осознать. В силу ряда обстоятельств, часть советского периода, как поведала нам замечательная женщина-гид, здания в Перми скорее надстраивали, чем строили, поэтому сохранилась и прекрасно себя чувствует историческая часть города. Но и современная городская архитектура, то есть за последние примерно 30 лет – тоже и богата, и разнообразна. От «элитной» жилой застройки, до «высоток-муравейников» - все имеет какое-то свое собственное эстетическое качество: то башенки, то элементы фасадов и крыш – очень многое устроено не только прагматично, но и красиво, с каким-то легким изяществом.
В говоре людей тоже отличие: произносятся слова преимущественно быстро или чуть быстрее среднего, местами, почти проглатывая гласные – деловой говор, иными словами, когда певучесть тоже словом по делу, а не «мыслью по древу»…
История региона и города – безусловно достойны томов исследований, но я только коснусь ряда впечатлений: музей древностей позволил оценить разнообразие «мелких динозавриков», населявших нашу планету и, конечно же, значение «пермского периода» в истории развития жизни и углеводородов на Земле;
«Колчаковские эпизоды» гражданской войны пролили свет на ранее неизвестные для меня страницы истории, а пермские моторы – один из важнейших символов экономической мощи региона – уже не в первый раз выручают Родину.
Требует отдельного упоминания одно из местных наукоемких предприятий, которое уже не первый год создает роботов, причем есть и такие экземпляры, которые уверенно претендуют на элементарную антропоморфность.
Название предприятия и роботов писать не буду – все доступно в браузерах при самом поверхностном поиске. Отмечу лишь, что ребята вызывают восторг и даже белую зависть: они творят будущее и знают об этом. А я – примерил на себя одну из силиконовых масок: слава Тома Круза не дает покоя…)))
Наконец, современную гастрономию сложно описать без рекламы, но я это сделаю: замечательные посикунчики и целая палитра пельменей на самый взыскательный вкус, аутентичная коми-пермятская кухня, интересные местные пекарни, алкогольные региональные изыски (целая фабрика есть, но обошлось без экскурсий) и еще разное по мелочам – желающий да узнает и попробует.
Эпизод 5. «Дальние окрестности Перми или зимнее чудо Белогорского монастыря»
Пермский край интересен еще и переплетением культурно-религиозных практик, артефактов и памятников, составляющих и сейчас живую ткань жизни региона. Язычество в основе своей, воспринимаемое зачастую теперь только как часть культурной жизни в совокупности колоритных артефактов, встречается повсюду в витражах и памятниках. Но священным сокровищем, которое нельзя пропустить при посещении региона, если вам позволяют возможности и время – является Белогорский Свято-Николаевский монастырь. Это величественный архитектурный ансамбль и восстанавливаемый невероятной красоты православный храм на самой вершине одноименной горы. У него и славная, и трагическая история; и добрая, и трудная современность; и, уверен – большое будущее… А те морозы и пронзающий ветер, в которые нам посчастливилось посетить это место, живо погружают в атмосферу особости всего увиденного; очень многое суетное уходит на задний план просто и быстро; и как-то сами собой возникают образы и понимание, что великое только земным интересом не строится…