Эпиграф 

Когда два года назад я был в составе официальной делегации в Республике Беларусь, со мной (и всеми нами) все говорили на русском языке, и я живо почувствовал, насколько мы близкие народы. Но когда в «Театре у Моста» в городе Пермь, столице Пермского края, в постановке «Архетипичной притчи» под названием «Камедыя» все персонажи (спойлинг: все, кроме черта) говорили на чистейшем белорусском языке – тут я еще сильнее прочувствовал нашу архетипическую близость, т.к. понял все, смеясь надо всеми шутками (а они там были в изобилии) и даже сострадая герою там, где, казалось, он того заслуживал… 

Эпиграф № 2

Нет, это не отчет очарованного странника и не реклама «Покупайте Пермское», но зарисовки из новогоднего путешествия в край и на край Урала — славный город Пермь с его далекими окрестностями.

Эпизод 1. «Театральный»

Атмосфера «Театра У Моста» совершенно особенная, можно даже сказать – замечательная, семейно-мистическая. И заслужила она эти эпитеты благодаря замысловатому сочетанию «неакадимизма» с глубиной погруженностью в творчество, театральности с элементами лицедейства и какой-то собственной деловитости, самостийности или даже «культурного самоуправства». Театр – и это я понял, еще не посмотрев спектакль – устроен как-то особенно и, если б не проверка билетов на входе, ряды кресел двух обнаруженных мной зрительных залов и две же сцены, то оглядевшись, я бы подумал, что пришел в гости к человеку (и труппе его друзей) ярких талантов, эксцентричных привычек, смелому в делах и дружбе, склонному к величавой хандре и сосредоточенному на эффективной театрализации. Наверное, так оно и есть (с руководителем театра я, к сожалению, не знаком), но, оказывается, в этот вечер еще и давали два спектакля

фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива

Тут спойлинга не будет, но емко поделюсь впечатлением. «Храбрый Назар» — спектакль для детей, но не для детей. Когда наши сын и дочь его посмотрели, то вывод у них был «ленинский» об основной мысли постановки, погруженной в изящную этнику: «мало взять власть, нужно суметь ее удержать». «Камедыя», второй спектакль, уже для взрослых – это трагикомедия на белорусском языке о селянине Дзёме, который, поспорив с Чертом, и жену, и единственного друга, и себя потерял. Не то, чтобы очень поучительная, но не лишенная проникновенной назидательности и, в целом, комедийная история. 

фото из личного архива
фото из личного архива

С каждого спектакля выходила вдохновленная публика, часть из которой, пожелавшей пройти в «комнату ужасов», окунулась в премилую и местами престрашную «экскурсионную постановку», где всех желающих провели по коридорам страхов (один раз прям испугали как надо))). В общем, этот вечер закончился с твердым ощущением театральной необыкновенности всего произошедшего, чего и вам – желаем!

Эпизод 2. «Театральный-театральный»

Пермский академический «Театр-Театр», постановкам которого было посвящено два вечера – тоже порадовал и тоже очаровал. Во-первых, «Карлик Нос»: классический сюжет в яркой, сложной, с неожиданными творческими ходами современной постановке, мюзикл со спецэффектами, включая живого гуся, и, в общем-то, трогательная история, где, на мой взгляд, ключевая тема – не столько выбор, сколько принятие и следующее за ним самостоятельное и ответственное действие.

Во-вторых, «Сказка о Царе Салтане» (предваренная колядками, которые вовлекли и развлекли совсем детскую публику) – спектакль на вечно современные темы борьбы за власть, любви и ненависти, дружбы и предательства и далее по списку…, но исполненный технико-эстетически так, что даже не совсем детская публика, типа меня, тоже была поглощена действом, собирая годные для своего возраста смыслы. 

фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива

И, в-третьих, пусть и гастрольный, но «Сон смешного человека» - моноспектакль Российского академического Молодежного театра (Москва): в одной постановке весь Ф. М. Достоевский и его главная тема – Бога и человека, человека и Бога – представлена очень глубоко, а малая площадка Театра-Театра создаёт необходимую для этого произведения камерность: мы, зрители, будто внутри моноспектакля – и тяжело, и проникновенно.

Эпизод 3. «Шоколадные горы и кисельные берега»

Рекомендую всем, даже тем, кто не любит сладкое, предпочитая ему полусладкое или сухое)) – экскурсию на кондитерскую фабрику! Тут у каждого любознательного будет возможность не только вдоволь наесться вкусного и здорового кондитерского многообразия, шоколадного и не только, с орехами и вообще, но и узнать о славных страницах истории предприятия и – главное – еще более славном настоящем завода, а оно прям выдающееся, на мой взгляд! Отрадно, греет душу и радует сознание, что нынешнее руководство предприятия с таким трепетом и прагматичным вниманием относится к возрождению лучших традиций кондитерского мастерства, жившего на фабрике в дореволюционный период и часть периода советского. 

фото из личного архива
фото из личного архива

И вообще – все на этой фабрике радует и, кстати, экскурсия по цехам – чрезвычайно познавательна: даже про себя многое узнаешь, ибо как ребенок, тянешься руками к каждой конфетке, но добрый экскурсовод, как воспитательница в детском садике, останавливает, т.к. с конвейера есть нельзя! У них там специальная комната есть, чтобы есть))) А еще очень важно, что каждый, с кем на фабрике удалось пообщаться, включая Деда Мороза – очень любит свою работу, гордится ею и с завидной теплотой в голосе отзывается о каждой конфетке, прочих здоровых вкусняшках и даже фантиках (они же «этикет») всех четырех способов завертывания и упаковки! 

Эпизод 4. «Пермская протяженность: эпизоды впечатлений об архитектуре, диалекте, истории и современности»

Пермский край – особый край, со своими даже архитектурными подходами или традициями, которые я, не профессионал в этой сфере деятельности, заметил и пытаюсь осознать. В силу ряда обстоятельств, часть советского периода, как поведала нам замечательная женщина-гид, здания в Перми скорее надстраивали, чем строили, поэтому сохранилась и прекрасно себя чувствует историческая часть города. Но и современная городская архитектура, то есть за последние примерно 30 лет – тоже и богата, и разнообразна. От «элитной» жилой застройки, до «высоток-муравейников» - все имеет какое-то свое собственное эстетическое качество: то башенки, то элементы фасадов и крыш – очень многое устроено не только прагматично, но и красиво, с каким-то легким изяществом. 

В говоре людей тоже отличие: произносятся слова преимущественно быстро или чуть быстрее среднего, местами, почти проглатывая гласные – деловой говор, иными словами, когда певучесть тоже словом по делу, а не «мыслью по древу»… 

История региона и города – безусловно достойны томов исследований, но я только коснусь ряда впечатлений: музей древностей позволил оценить разнообразие «мелких динозавриков», населявших нашу планету и, конечно же, значение «пермского периода» в истории развития жизни и углеводородов на Земле;

фото из личного архива
фото из личного архива

«Колчаковские эпизоды» гражданской войны пролили свет на ранее неизвестные для меня страницы истории, а пермские моторы – один из важнейших символов экономической мощи региона – уже не в первый раз выручают Родину. 

Требует отдельного упоминания одно из местных наукоемких предприятий, которое уже не первый год создает роботов, причем есть и такие экземпляры, которые уверенно претендуют на элементарную антропоморфность.

фото из личного архива
фото из личного архива

 Название предприятия и роботов писать не буду – все доступно в браузерах при самом поверхностном поиске. Отмечу лишь, что ребята вызывают восторг и даже белую зависть: они творят будущее и знают об этом. А я – примерил на себя одну из силиконовых масок: слава Тома Круза не дает покоя…)))

фото из личного архива
фото из личного архива

Наконец, современную гастрономию сложно описать без рекламы, но я это сделаю: замечательные посикунчики и целая палитра пельменей на самый взыскательный вкус, аутентичная коми-пермятская кухня, интересные местные пекарни, алкогольные региональные изыски (целая фабрика есть, но обошлось без экскурсий) и еще разное по мелочам – желающий да узнает и попробует.

Эпизод 5. «Дальние окрестности Перми или зимнее чудо Белогорского монастыря»

Пермский край интересен еще и переплетением культурно-религиозных практик, артефактов и памятников, составляющих и сейчас живую ткань жизни региона. Язычество в основе своей, воспринимаемое зачастую теперь только как часть культурной жизни в совокупности колоритных артефактов, встречается повсюду в витражах и памятниках. Но священным сокровищем, которое нельзя пропустить при посещении региона, если вам позволяют возможности и время – является Белогорский Свято-Николаевский монастырь. Это величественный архитектурный ансамбль и восстанавливаемый невероятной красоты православный храм на самой вершине одноименной горы. У него и славная, и трагическая история; и добрая, и трудная современность; и, уверен – большое будущее… А те морозы и пронзающий ветер, в которые нам посчастливилось посетить это место, живо погружают в атмосферу особости всего увиденного; очень многое суетное уходит на задний план просто и быстро; и как-то сами собой возникают образы и понимание, что великое только земным интересом не строится… 

фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива
фото из личного архива