Недавний опрос населения Израиля показал тревожные результаты: 28% выразили желание покинуть страну из-за недовольства судебной реформой, которая вызвала в стране серьезные беспорядки, а также по причине общего социально-политического курса правительства, которое называют самым правоконсервативным в истории еврейского государства.
И если подобные настроения сильны среди уроженцев страны, для которых иврит родной язык и вокруг привычная атмосфера, то для репатриантов, в том числе из России последних нескольких лет, они еще более актуальны. Релоканты новой волны уже заслужили прозвище «тыквенная алия» («алия» на иврите – репатриация). Поводом для этого стал появившийся минувшей осенью пост в соцсети недавно приехавшей в еврейское государство жительницы Петербурга, сетовавшей на отсутствие в стране привычного ей тыквенного латте. Запись вызвала шквал эмоций и подняла проблему адаптации в израильском обществе, отсутствия привычного уровня сервиса, товаров и услуг.
Про Израиль всегда говорили, что это непростая страна и что уезжать надо «не оттуда», а «туда». То есть легче там адаптируются люди, имеющие твердую еврейскую идентичность и разделяющие идеалы сионизма. Надо признать, что такие в основной массе покинули постсоветское пространство еще при первой возможности, то есть 30 лет назад. А если рассматривать Израиль с чисто социальной и бытовой стороны, то еще 60 лет назад Юлий Марголин, автор одной из первых книг о современном Израиле на русском языке, подметил: «Израиль не санаторий. Расстроенные нервы не лечит. Люди, приезжающие сюда в плохом настроении, рискуют найти много поводов для добавочных огорчений».
Для человека, не испытывающего никаких сантиментов в отношении еврейства, то есть абсолютно русского по менталитету, жизнь в Израиле зачастую представляет одну сплошную проблему. При этом часто, пожив некоторое время в Израиле и не добившись ни материального, ни морального удовлетворения, многие комплексуют перед лицом перспективы возвращения, считают себя неудачниками. Действительно, в первые годы существования Израиля там существовали подобные настроения: покидавшие страну считались чуть ли не предателями родины. Однако эти времена давно прошли. Еще 10 лет назад возникло интернет-сообщество израильтян, переехавших в Германию, где ниже цены, лучше климат и больше возможностей для карьеры и бизнеса. В современном мире переезд из страны в страну — нормальное явление, и никаких поводов для упреков или комплексов здесь нет и быть не может.
И самое главное. Известно, что в целом в общинной жизни в нашей стране участвует меньшинство российских евреев, по разным оценкам, от 10% до 20%. Но после жизни в Израиле такие люди часто всерьез проникаются интересом к еврейской культуре, традиции и религии. И здесь я хочу отметить, что, по крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах нашей страны еврейская общинная жизнь прекрасно налажена, существует развитая инфраструктура религиозных, социальных, культурных и даже спортивных институций. В Москве только для горских евреев действует более десяти организаций. Поэтому есть все основания надеяться, что именно пожившие — хотя бы недолго — в Израиле, возвращаясь, станут новым источником пополнения еврейских общин в России.