Накануне, 18 ияра по иудейскому календарю, евреи отметили праздник Лаг ба-Омер, в который принято зажигать костры. Это не единственная, но точно одна из самых ярких традиций этого праздника — и его «визитная карточка».
Историческое объяснение связывает этот праздник с восстанием Бар-Кохбы. В Талмуде рассказывается история, как после празднования Песаха начали умирать ученики раби Акивы. Всего скончалось 24 тысячи человек, а мор прекратился на 33-й день после Песаха – то есть в Лаг ба-Омер. Но учитывая, что раби Акива признал Бар-Кохбу мессией и всеми силами поддерживал его восстание, кажется резонным предположить, что загадочная эпидемия служит намеком, за которым скрывается память о гибели учеников раби Акивы на полях неравных сражений с римлянами.
Еврейская история этого и последующих периодов весьма печальна: евреи под угрозой со стороны римлян постепенно покидали Землю обетованную, которая все больше приходила в запустение и упадок на целые тысячелетия.
В еврейском календаре, как и в иудаизме в целом, все очень символично. Различные цифровые и буквенные комбинации растолковывают нам истинный смысл всего бытия. И в этой связи весьма показательно, что всего через восемь дней после Лаг ба-Омера, связанного, хотя это и праздник, с событиями весьма безрадостными, отмечается 26 ияра — День Спасения и Освобождения, или иудейский «аналог» Дня Победы над нацизмом. 79 лет назад наш народ тоже был избавлен от своего рода «эпидемии», которая чуть не привела к его полному уничтожению.
Поэтому, несомненно, очень важно вспоминать в этот день о великом чуде, которое совершил Творец, об огромной милости, которую Он проявил к еврейскому народу.