Сегодня вечером евреи начинают отмечать Шавуот — праздник дарования Всевышним Торы.

Сколько дней между Новым годом (1 января) и 8 марта? Сходу не ответишь, а вот религиозные евреи знают точно: между праздниками Песах и Шавуот ровно 50 дней. Этот 50-дневный период называют «временем счисления омера». На иврите омер — «сноп собранного зерна». Пока существовал Храм в Иерусалиме, священники приносили здесь в жертву от имени всего Израиля сноп нового урожая ячменя («омер») на второй день Песаха. Это служило знаком к началу сбора урожая, который длился семь недель. В Торе Шавуот называется «хаг а-кацир» («праздник урожая»), а также «хаг а-бикурим» («праздник первых плодов»).

Шавуот празднуется современными евреями не так широко, как Песах или даже сравнительно второстепенные праздники Ханука и Пурим, но он отмечает самый важный момент в еврейской истории — дарование Торы. Во время 40-летнего Исхода евреев из Египта Моисей поднялся на гору Синай, где провел 40 дней и ночей. Там ему была дарована Тора, то есть Пятикнижие, первые пять книг Библии, которые в православной традиции называются: «Бытие», «Исход», «Числа», «Левит» и «Второзаконие».

Хотя на горе Синай произошло столь судьбоносное в истории еврейского народа событие, кажется странным, что единственная сообщаемая об этой горе подробность — то, что она расположена на Синайском полуострове — излюбленном месте отдыха современных россиян в азиатской части Египта. Местоположение горы точно идентифицировать невозможно. Некоторые раввины считают, что это было сделано специально: если бы местонахождение святой горы стало затем доподлинно известным, то Иерусалим и его Храм никогда бы не стали центром еврейской жизни, так как их значение показалось бы ничтожным по сравнению с этой священной горой.

Талмуд учит, что Бог дал евреям Десять заповедей в первую ночь Шавуот. В память об этом религиозные евреи проводят всю ночь в синагоге или дома за изучением Торы.

Существует обычай в первый день Шавуот употреблять в пищу только молочную пищу, а мясное исключить из меню. Согласно фольклорному преданию, после исхода из Египта евреи убили много животных, но, получив Тору, узнали, что их мясо некошерное, поэтому ели лишь молочную пищу. В память о них и мы воздерживаемся от мяса.

«Тот, кто завел обычай в праздник Шавуот по утрам употреблять молочную пищу, тот, поверьте, был мудрецом. Нет лучше, нет вкусней, нет свежее и дешевле молочной еды», — пишет еврейский классик Шолом-Алейхем. Далее он резюмирует: «Вкусней еврейской кухни нет ничего! Одна беда — жалко, что Шавуот бывает всего лишь раз в году!»

Не стоит однако забывать, что главное значение праздника — духовное. После Шавуот евреи обрели Тору, которая навеки стала, как выразился один раввин, «конституцией еврейского народа». Без Торы и ее законов евреи, как особая этническая группа, неизбежно исчезли бы с лица земли, как это произошло со множеством древних народов — вавилонянами, хеттами, моавитянами, финикийцами и т. д. Совсем недавно, 3 июня, мы отмечали еще один праздник — 26 Ияра, День спасения и освобождения, который установлен в ознаменование победы союзников над нацистской Германией во Второй мировой войне и спасения еврейского народа от истребления. Возможно, календарная близость этих двух дат, Шавуот и 26 Ияра, не случайна: в первом случае празднуется сохранение еврейского народа как духовно-культурной сущности, а во втором — его физическое выживание.