Наступающий сегодня вечером Йом-Кипур, или Судный день, — главный праздник еврейского календаря, однако его часто считают днем печали. Это ошибочное представление вызвано тем, что в этот день предписан строгий пост. Но цель праздника вовсе не в умерщвлении плоти, а в примирении между людьми и между человеком и Богом.
Другой расхожий миф о Йом-Кипуре — что евреи целый день молятся в синагоге, чтобы получить прощение от Бога за все свои грехи. Но в Йом-Кипур прощаются только грехи против Бога. Грехи против людей, пишет Мишна, «Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа». Поэтому еврейская традиция и советует начать процесс покаяния задолго до праздника. Если вы совершили проступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая попытка не увенчается успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние искренне.
В Йом-Кипур евреям предписано соблюдать ряд запретов, и один из них — запрет носить кожаную обувь. Он направлен на уменьшение физического комфорта в этот праздник души; современное объяснение — нельзя просить милости Б-га, имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных. В результате современная еврейская одежда в Йом-Кипур сочетает самый лучший парадный костюм и резиновые вьетнамки.
У горских евреев Йом-Кипур называется «Купур». По традиции, горские евреи заранее закупали кур и петухов и утром перед праздником совершали обряд капарот (искупление). Резали белую курицу за девочку или женщину, петуха — за мальчика или мужчину. Варили птиц целиком и отправляли родственникам, потому что самим нельзя было их есть. Родственники, в свою очередь, готовили своих кур и отправляли им.
Молитвы в Йом-Кипур — самые длинные в году. В первый вечер служба открывается молитвой «Коль нидрей» («Все клятвы»). В этой молитве просят заранее освободить от всех невыполненных клятв.
Поскольку на Йом-Кипур господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Богом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.
Мы должны помнить, что Тора повелевает: «И веселись в праздник твой». Это указание не ограничивается временами благополучия. Божественное повеление радоваться включает в себя и дни, когда нет ни желания, ни возможности радоваться — дни, когда еврейский народ страдал в лагерях смерти, в войнах и в погромах. Пусть же каждый из нас будет вписан в Книгу Жизни!