Повышение ЦБ ключевой ставки до 8,5% — знаковое для всех экономических агентов событие. Деньги стали дороже. При этом гораздо большую роль начинают играть проработка проекта с оценкой финансовых и нефинансовых эффектов (то есть перспектив сбыта и реального влияния на жизнь людей) и цена ошибки. Это серьезные вызовы, отвечать на которые нужно комплексно. Перспективный инструмент — обучаемые аналитические системы с оценкой реальных эффектов для семей горожан, а также чисто экономических перспектив, в том числе через моделирование с использованием цифровых двойников. Такой функционал — на 10 млн цифровых моделей — мы запускаем в работу на базе Индекса качества жизни.
Тренд на качественную аналитику — долгосрочный. Незаконные внешние ограничения и перестройка логистики его только усилили. Запрос на оценку влияния проектов на качество жизни людей растет на протяжении последних лет. В ответ мы еще в 2021 году начали работу над Индексом качества жизни ВЭБ.РФ. Система взрослеет и умнеет — география Индекса расширилась со 115 до 200 городов, а число показателей выросло до 300 с лишним (это и статистика городов, и результаты опросов людей, и транзакционная информация от обладателей больших данных). Подобный комплексный подход к оценке качества жизни сегодня активно используют администрации городов и крупный бизнес. Например, на основе методологии ВЭБ.РФ РУСАЛ рассчитывает свой индекс качества жизни и устойчивого развития городов присутствия.
В результате развития Индекса ВЭБ.РФ и работы с партнерами, в частности с Агентством стратегических инициатив, Сбером и РАНХиГС, мы выходим сегодня на нефинансовую оценку (скоринг). Уже на первоначальных этапах оценки это позволит выбрать проект с наибольшим эффектом влияния на качество жизни людей. Фокусной функцией здесь будет не только и не столько прибыль, сколько эффекты для семей обычных горожан. Мы переработали лучшие доступные практики таких решений.
Анализ данных по издержкам и выгодам от проекта — рабочая схема, но лишь при финансовой оценке. Наша задача — дать оценку 360 градусов, причем независимо от масштаба проекта и отрасли. Ведь потенциальными пользователями системы являются и бизнес, и власти, и рядовые горожане. Поэтому мы оцениваем влияние проекта на каждый показатель качества жизни. Другими словами, смотрим, как рубль инвестиций сказывается на изменении качества жизни в городе в целом.
В качестве одного из примеров приведу проект по реконструкции и комплексному обновлению трамвайной сети в Таганроге, который идет при поддержке ВЭБа. Помимо очевидного влияния на группу показателей «Мобильность», куда входят «доля перевозок электротранспортом» и «доля жителей города, использующих общественный транспорт для регулярных поездок», проект весомо повлиял на уровень занятости и средней зарплаты, снизил показатели смертности (в результате ДТП и не только), уменьшил выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за счет перераспределения транспортного спроса в пользу более экологичного трамвая и, наконец, привел к повышению оценки уровня жизни горожанами. Не менее интересные результаты мы получили и по проекту модернизации системы водоснабжения Южно-Сахалинска. Кроме весомого вклада в такие показатели, как «доля износа городских сетей и жилья», «доступ к качественной питьевой воде», заметно изменились данные и по показателю «ожидаемая продолжительность жизни».
Оценка идет в несколько этапов с учетом параметров и эффектов от реализации проекта. Они будут связаны не только с запросами/оценками горожан, но и с ожиданиями бизнеса, критериями устойчивого развития и так далее. Степень влияния проекта на значение Индекса раскладывается на эффекты от прямых и косвенных показателей, составляя максимум 100%. Чем выше значение показателя, тем сильнее комплексное положительное влияние планируемого инвестпроекта на качество жизни. Кроме того, в рамках оценки выявляются показатели, которые у города ниже среднего по России, и оцениваются возможности их улучшения за счет реализации проекта. Для проектных команд формируются соответствующие рекомендации.
Комплексный многоаспектный анализ позволяет не только оценить реальные эффекты от инвестпроектов, но и дает возможность сделать прогноз. Сейчас совместно с ЦЭМИ РАН мы прорабатываем создание агентно-ориентированной модели на базе Индекса ВЭБ.РФ. Такая модель будет имитировать социально-экономические процессы целого города, учитывая потребности и поведенческие особенности агентов-жителей. Помимо них, будут предусмотрены и другие типы агентов, образующих искусственное общество цифрового города. Основное внимание при создании модели уделяется изменению интегрального качества при реализации различных сценариев и проектов. Каждый тип агентов имеет определенный набор характеристик, позволяющий создать уникальных агентов, приближая тем самым эксперимент к более реалистичным условиям. Это дает возможность получить качественные и количественные статистические данные на мезо- и макроуровнях детализации.
Подобные модели уже используют для получения средне- и долгосрочных прогнозов демографических показателей, а также для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием города. Например, в прикладной разработке ЦЭМИ РАН — модели Social Peterburg — одной из задач было построение стратегии развития Санкт-Петербурга для повышения показателя обеспеченности населения местами в дошкольных образовательных учреждениях. Внедрение подобных решений в открытую аналитическую платформу Индекса позволит использовать модели для комплексной многоаспектной оценки бизнес-кейсов, направленных на повышение качества жизни людей.
В пилотной модели мы планируем создать цифровых двойников Подольска, Магадана, Липецка, Новосибирска, Екатеринбурга и Вологды. Все города очень разные, что позволит и корректно откалибровать систему, и качественно подтвердить результаты. Создание универсальной модели, учитывающей все факторы, было бы утопией. Мы сосредоточимся на особенно важных для людей проектах: школах, общественном транспорте, больницах.
Процессы, которые можно имитировать с цифровыми городами-двойниками, могут быть самыми разными — от локальных социальных инициатив до крупнейших промышленных и инфраструктурных проектов. Это позволит смоделировать и спрогнозировать изменение качества жизни обычных семей. Главное, что такая модель даст возможность управленцам — на уровне муниципалитета или бизнеса — задействовать ресурсы с наибольшим для людей эффектом.
Мерзнуть на остановке, чтобы понять несовершенство транспортной схемы, реальному горожанину не обязательно, — за него это будет делать цифровой двойник. Тот же двойник «оплатит» и другие виртуальные просчеты, часть из которых останется только на бумаге.