Все началось с одной коуч-сессии, где клиентка захотела увидеть свой путь обучения. Казалось бы, ничто не предвещало, но в середине сессии ее настроение резко ухудшилось, когда она нарисовала на салфетке арку, спускающуюся вниз, а затем вновь возвращающуюся в исходную точку.

Дело в том, что путь, который она увидела, был путем героя, описанным Джозефом Кэмпбеллом в его книге «Тысячеликий герой». Интересно, что сама клиентка ничего на знала ни об архетипах, ни о пути.

Согласно Кэмпбеллу этот путь предполагает кардинальные и довольно болезненные изменения. Это путь, где сохранить прежнюю жизнь практически невозможно. При этом не идти невозможно. 

Сначала в жизни героя происходит событие, после которого все уже не может быть прежним, и герой слышит «зов». Затем он должен спуститься в ад, чтобы достать там сокровище. Герой может встретить по пути волшебного помощника, если он все же решается на такое путешествие. Например, Вергилия в «Божественной комедии» Данте. На время путешествия в загробный мир герой умирает для людей, но обретает себя заново с помощью «сокровища». Только после этого герой может вернуться к людям и принести сокровище в мир, чтобы сделать жизнь людей лучше. Так он восстает для людей из небытия.

Эту архетипическую структуру мы видим во многих фильмах и других произведениях искусства, начиная с Данте и заканчивая недавним «Мальчиком и птицей» Миядзаки. По сюжету герой встречается с умершей возлюбленной Беатриче или спасает уже ушедшую мать. Но как я теперь это понимаю, настоящее сокровище на самом деле лежит внутри героя. Ведь поход в преисподнюю – это маленькая смерть, чистилище, где герой должен пройти через рефлексию своей предыдущей жизни, усвоить уроки, обрести новые качества и идентичность.

Миф говорит нам о том, что чтобы родилось что-то новое, старое должно умереть. Спускаясь в ад, мы оплакиваем утрату прежней жизни, встречаемся со своей болью, отпускаем то, что должно уйти. Отказываемся от чего-то, что нам уже не нужно, оставляем это в прошлом. Речь может идти о жертве, о сложном выборе, о прощании с любимыми. О сознательном отказе от части себя, которая больше непродуктивна. Так мы умираем и рождаемся вновь.

Сценарий путешествия в ад может быть различным. В одном запрещенном к показу фильме герои застревают в лимбе и отказываются осознавать уроки собственной жизни. «Мальчик и птица» Миядзаки – это с одной стороны уход мальчика от боли собственной жизни в потусторонний мир, скорее эскапизм, чем героическое путешествие, а с другой – последнее высказывание 82х-летнего автора, готовящегося к переходу.

В любом случае маленькая смерть может стать мощным источником силы, если не остаться в ней надолго. Это та самая «перезагрузка», о которой написано у известного автора.

Возможно ли развитие без таких трансформаций? Конечно. Если вы не идете путем героя. Но это уже совсем другая история.