По данным Talent Tech, в конце 2023 года объём российского b2c-рынка онлайн-образования превысит отметку 60 млрд руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12–15%. Сфера Edtech стремительно растет, начиная с первых локдаунов. Звучит как очень перспективное направление, но насколько просто войти в этот рынок?

Что нужно для создания проекта в Edtech

  1. Идея и методология. Если для открытия кофейни нужно помещение и оборудование, то для  технологичного бизнеса в образовании нужна идея. Желательно гениальная или хотя бы уникальная, но обязательно социально ориентированная и полезная. Сегодня человек максимально ценит свое время, выбирая из сотен и тысяч предложений только те, которые имеют хороший показатель соотношения «ресурсозатраты/ профит». В части генерации идеи можно обойтись своими силами, но на ее оформление может уйти много времени. С момента появления интереса к этой теме до запуска своего проекта у меня ушло 10 лет. 
  2. Команда. Второй пункт по очередности, но не по значению. Те самые «мозги», которые помогут воплотить идею в кодах, дизайне, бизнес-процессах. В стартап нужно собрать единомышленников, тех, кто думает креативно и умеет работать 24/7.
  3. Финансирование. Money/Soldi/Dinero/Argent/Geld - деньги. Это могут быть собственные средства, займы, гранты, акселераторы или привлеченные инвестиции. Первый вариант идеален, можно приступать к реализации сразу же. Второй - рискуешь всем, что есть. Кредиты на развитие бизнеса - это очень сложная история с залогом и поручителями. Третий и четвертый варианты - оптимальное решение. Грант - это невозвратная сумма. К ней нужно привлечь софинансирование, но это куда проще, чем найти всю сумму целиком. Кроме того, государственных и частных фондов, которые предоставляют финансирование разным проектам в России сейчас достаточно. В сфере Edtech, например, принимают заявки  региональные Правительства, Сколково, Фонд содействия инновациям, Фонд национальной технологической инициативы. Мой проект приложения для саморазвития поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Но заявка выиграла только с третьего раза. Поэтому нужно понимать, что реализация проекта может начаться позже задуманного. В моем случае - 3 года ожидания.

Этапы реализации проекта

  1. Исследование. Обязательный этап - маркетинговое исследование рынка. Без него начать не получится. Кто ваша целевая аудитория? Какие у нее запросы? Прямые и косвенные конкуренты? Чем они сильны, где их недоработки? Как вы планируете развиваться, через какие каналы доносить информацию и каким образом? Прогноз по показателям ( пользователям, охватам) в разных горизонтах планирования. 
  2. Бизнес-план/описание проекта/питч. Нужно иметь все эти документы, потому что и развернутая стратегия и короткое видео-тизер для презентации проекта перед всеми группами стейкхолдеров (возможными партнерами, потребителями, СМИ, государственным органами) могут понадобиться в любой момент.  
  3. Упаковка продукта. Edtech - высоко конкурентная сфера. Нужно показать нестандартный продукт, удивить, заинтересовать. Поэтому основное внимание уделяется технологической составляющей и разным особенностям интерфейса. Без алгоритма искусственного интеллекта проект в Edtech уже сложно себе представить. Нужна геймификация, а еще важно удобство интеграции с основными соцсетями, чтобы пользователь мог делиться своими результатами.

По итогам прошлого года самыми быстрорастущими направлениями в российском онлайн-образовании (по оценке платформы GetCourse) стали…эзотерика и психология. Они прибавили соотвественно 15% и 7%. Это говорит о том, что люди все больше внимания уделяют не конкретным умениям (выучить английский до уровня advanced или понять как работать с python), а стремятся получить soft skills: навыки коммуникации, управления эмоциональным интеллектом, планирования и целеполагания. Придумать проект такой направленности легче и сложнее одновременно. Легче, потому что интерпретаций и креативных методик в этом направлении бесконечно много. Сложнее, потому что доказать  свою экспертность и отстроиться от конкурентов очень тяжело. В любом случае, образовательный или просветительский проект - это серьезная ответственность, и бизнес-интерес здесь не на первом месте.