В чём суть? У Attune есть цифровая платформа, которая позволяет банкам и кредитным организациям в целом более эффективно обрабатывать заявки на кредиты и привлекать клиентов. У Finastra есть софт по обработке документов, который также нужен тем же банкам и кредитным организациям. И теперь в цифровую платформу Attune интегрированы решения у Finastra. То есть, что происходит? Финтех наращивает мускулы, причём делает это отдельно, не входя в структуру кредитной организации и не растворяясь в классических банках.

Ещё один интересный пример. Цифровой банкClearBank позволит финтех-компании Capital on Tap предлагать клиентам- юрлицам сберегательные счета. Важно, что все эти счета будут идти через полностью регулируемый, но цифровой, банк, а также иметь соответствующее страховое покрытие от британской Схемы компенсации финансовых услуг (FSCS)  на сумму до 85 тыс. фунтов стерлингов. 

То есть в первом случае мы видим, как финтех усиливает сам себя через сотрудничество в своей сфере. А во втором мы чётко фиксируем, как цифровой банк получает возможность ещё больше «откусить» рынок ряда финансовых услуг от классического банкинга.

И это, очевидный тренд. Ровно как и то, что капитализация всё большего числа стартапов в финтехе начинает превышать млрд долларов. Там всё больше «единорогов». Например, на днях стартап Tabby в Саудовской Аравии сообщил о привлечении ещё 160 млн долларов средств инвесторов. В итоге капитализация бизнеса выросла до 3,3 млрд долларов — менее чем за пять месяцев она подскочила почти в два раза, а компания стала самым дорогим финтех-стартапом в регионе Ближнего Востока. При этом платформа оказывает стандартную услугу по рассрочке платежей при покупке — сервис BNPL. 

Логично представить, что если даже один сервис BNPL может вытянуть капитализацию так сильно, то развитие других решений от финтех-сферы, включая на базе блокчейна и искусственного интеллекта (ИИ), способно в этом секторе вырастить новых «единорогов». И, конечно, видно, что классический банкинг всё больше в своём развитии будет полагаться на цифровые решения от таких финтех-стартапов.

Мне такое развитие событий было понятно ещё несколько лет назад, когда я работал старшим вице-президентом банка «Открытие» и возглавлял Совет директоров «Открытие брокер». За время своей работы в 2017-2022 гг. я ставил задачу и добивался, чтобы были не просто инвестиции в развитие корпоративного финтеха, но чтобы были положительные финансовые результаты от этого. 

Тогда немало участников в мире классического банкинга видели в финтехе лишь один из инструментов развития, но я видел больше: сильнейшую трансформацию банковских и брокерских услуг при появлении блокчейна, цифровых коммуникаций и первых коммерчески эффективных решений в области ИИ. Эта же трансформация так же коренным образом меняет технологию работы инвестиционного банкинга, Private Banking и Private Credit.

И я оказался прав. Что же делать банкам сегодня? Те, кто успели ранее внутри вырастить собственное финтех-направление, могут за счёт него сильно продвинуться по всеминновацинным направлениям. 

Те же, кто в это активно не вкладывался, сейчас всё равно больше сотрудничают со сторонними провайдерами финтех-решений. Но в последнем случае положительный эффект на капитализацию слабее, чем в первом: капитализация финтех-компаний растёт, как в случае с Tabby, но это рост оценки бизнеса именно этого инновационного стартапа, а не банков, с которыми он сотрудничает. 

Если же финтех — внутри банка или брокерской компании, тогда это увеличивает оценку бизнеса организаций мира классических финансов. 

Более того, время бежит, и если сейчас можно ещё купить интересный финтех-бизнес за 1-2 млрд долларов, то дальше ценник будет только расти.

А это значит, что если в банке есть профессионалы с опытом внедрения финтех-решений внутри организации, то стоит рассмотреть возможность направления схожей суммы инвестиций на внутренний финтех. При правильном подходе такие вложения будут давать хорошую и стабильную отдачу.