Кому и зачем нужны НКО?

Сегодня наблюдается интересная тенденция, когда вопрос благоустройства территорий становится не только показателем эффективной деятельности губернаторов. Все чаще инициатива исходит от бизнес-сообщества и некоммерческих организаций (НКО), которые активно привлекают к своей работе жителей региона, заинтересованных в повышении качества жизни в своих городах.

В их числе — агентства развития, которые существуют в разных регионах нашей страны. Если основная цель создания коммерческих компаний — получение прибыли, то НКО могут создаваться для достижения самых разных целей: предоставления спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг населению, создания благотворительных фондов и экологических организаций и т. д.

Не менее важные направления деятельности НКО — запуск социальных и культурных проектов. Например, формирование общественных пространств, развития городской инфраструктуры, создание туристско-рекреационного кластера, развитие средств размещения гостей, точек питания, объектов показа. А таже консалтинговая поддержка представителей малого и среднего предпринимательства (МСП), которые не всегда могут разобраться в правовых документах, вопросах получения финансовой помощи, получить информацию о программах господдержки.

Это стимулирует деятельность предпринимателей в самых разных сферах и привлекает инвесторов, которые вкладывают средства в развитие территории. Таким образом повышается уровень жизни людей, а город и регион в целом становятся более комфортным и интересным для бизнеса и гостей. Это особенно актуально для городов, которые, как Мончегорск, ранее не имели статуса туристического.

6 шагов по созданию агентства развития города

Шаг первый: собрать команду профессионалов

Для любого проекта главное — люди, потому что только высококвалифицированная и сплоченная команда может достичь поставленных целей, решать возникающие проблемы и быстро адаптироваться к изменениям. Поэтому при выборе партнеров и сотрудников для проекта необходимо учитывать как профессиональные навыки, так и личностные качества и способность работать в команде, на результат, уважать мнение коллег и быть вовлеченными в общее дело. 

Именно такая команда профессионалов, прошедших серьезный конкурсный отбор, собралась в 2020 году, чтобы с нуля создать агентство развития города.

Шаг второй: организовать офис, удобный для сотрудников и посетителей

Во-первых, это повышает комфорт и эффективность работы команды, во-вторых, удобное расположение офиса позволит сэкономить время и деньги на транспорте для персонала и клиентов. 

Наш офис напоминает современный коворкинг
Наш офис напоминает современный коворкинг

Мы убедились в этом на собственном опыте: изначально своего помещения у нас не было, и агентство располагалось в зале городской библиотеки. Но со временем совместными усилиями мы создали такое пространство, в котором есть все условия для работы с учетом пожеланий сотрудников и комфорта для посетителей.

Шаг третий: провести маркетинговое исследование

Анализ рынка и определение его потенциала позволит понять потребности населения и возможности бизнеса, выявить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, и найти способы их решения. Например, определить, какие виды услуг необходимы городскому населению и уточнить области, в которых есть потенциал для развития новых бизнес-проектов. 

Маркетинговое исследование и проведение стратегических сессий с разными целевыми аудиториями помогло нам понять, чего не хватает горожанам, и выявить перспективные направления развития региона. Сегодня это «Бизнес и инвестиции», «Туризм», «Социально-культурная сфера», «Городская среда». 

Шаг четвертый: разработать стратегию

Она позволит определить цели и задачи, которые организация должна решать в соответствии с общегосударственными и региональными приоритетами, а также направления деятельности и ресурсы, необходимые для их достижения. Кроме того, разработка стратегии помогает установить партнерские отношения между государственными органами, бизнесом и НКО, что способствует более эффективному использованию ресурсов.

Мы разработали стратегию пространственного развития, которая содержит концепцию развития территории до 2035 года в формате мастер-плана. Он более гибкий, чем генплан, т. к. содержит конкретные направления, которые можно начать реализовывать уже сейчас, выбирая приоритетные зоны. Мастер-план позволяет городскому бюджету планировать с учетом проблемных областей, что открывает новые перспективы для бизнеса. 

Шаг пятый: развивать приоритетные направления

Анализ данных помогает организации определить основные направления деятельности — например, развитие инфраструктуры, туризма, поддержка МСП и т. д.

Сегодня мы не только развиваем приоритетные сферы, но и оказываем предпринимателям ряд полезных услуг. Например, помогаем представителям МСП вне зависимости от оборота компании получить как региональную, так и федеральную помощь, включая меры поддержки Фонда МОНОГОРОДА.РФ и инструменты поддержки Арктической зоны РФ, предоставляем представителям МСП консалтинговые услуги по вопросам оформления необходимых документов и заявок в региональные и федеральные институты развития. 

Шаг шестой: проводить мониторинг и оценку результатов

Это позволит оценить эффективность работы организации и внести необходимые коррективы в стратегию.

В 2021-м в числе основных задач для нас были привлечение инвестиций, создание условий для развития предпринимательских инициатив, новых городских брендов, масштабирование существующих. По мере изучения проблемного поля предпринимателей круг задач расширяется. Например, выяснилось, что многие из тех, кто хочет начать собственный бизнес, не всегда могут найти перспективную бизнес-идею, т. к. не знают, что будет востребовано на рынке. Чтобы понять это, надо провести маркетинговые исследования, а это затратно. Мы взяли такую задачу на себя: создали пул инвестиционных лотов, разработали инвестиционные проекты, которые предоставляют готовые решения для предпринимателей, включая бизнес-идеи, экономические обоснования, земельные участки, возможности получения финансирования для реализации проектов и т. д.

Один из показателей результатов нашей работы — портал Visit Imandra, который рассказывает, как отдохнуть и чем заняться гостям, освещает основные туристические события города. В 2022 году в рамках проекта прошли 12 мероприятий, в 2023-м планируется провести 24 мероприятия, т. е. каждые 2 недели, а в 2024 году — 36, а это значит каждые выходные.

Ежегодный фестиваль Imandra Viking Fest
Ежегодный фестиваль Imandra Viking Fest

Еще в 2021-м мы создали бизнес-клуб — пространство, где предприниматели могут знакомиться и общаться на темы, актуальные для большинства представителей бизнеса. Сейчас у сообщества появился телеграм-канал, в котором публикуется экспертный контент на тему предпринимательства, инвестиций, личностного роста, что позволяет членам клуба быть в курсе происходящего.

Наш опыт подсказывает, что команда увлеченных идеей профессионалов может создать некоммерческую организацию, которая способствует развитию предпринимательских инициатив и региона в целом.