Стенд Агентства развития Мончегорска на городском фестивале «Пикник»
Стенд Агентства развития Мончегорска на городском фестивале «Пикник»

Город — это не только точка на карте: у каждого мегаполиса и даже небольшого городка есть свои особенности — культура, архитектура, история, достопримечательности, образ жизни его жителей. Словом, все то неповторимое, что делает его уникальным. Чтобы подчеркнуть самобытность и сформировать прочные ассоциации с конкретным местом и создают бренд города.

Что такое бренд города?

Бренд города — это имидж, впечатление и визуальное представление о территории, которое создается и продвигается с целью привлечения туристов и инвесторов, развития городской экономики и инфраструктуры. Он подчеркивает его самобытность и акцентирует внимание на преимуществах, чтобы сформировать позитивное восприятие конкретного места у целевой аудитории.

Бренд города может включать в себя такие элементы, как логотип, слоган, цвета, символы и стиль коммуникации.

При грамотном подходе он отражается в различных аспектах — от экономических приоритетов до медийного образа и музыки, воплощается в визуальных и эмоциональных символах, создавая особую атмосферу.

Задача бренда — в том числе отражать ценности и историю города, а также выделять его на фоне других населенных пунктов, делая узнаваемым.

В формирование бренда города также входят:

  • - удобная и доступная городская инфраструктура; 
  • - привлекательные культурные пространства;
  • - разнообразная развлекательная программа — выставки, фестивали и т. д.

Поэтому рейтинги лучших брендов стран и городов часто возглавляют те территории, которые могут предложить жителям и туристам позитивный опыт, а не только заметный логотип.

Например, благодаря грамотно выстроенной стратегии, развитой инфраструктуре и бесспорной самобытности Санкт-Петербург и Москва вошли в рейтинг привлекательных городских брендов мира Brand Finance City Index 2023. Так, СПб известен всем как культурная столица нашей страны, имидж Москвы — визитная карточка России и ее деловая столица.

Зачем бренд городам?

Бренд города создается и управляется с помощью различных маркетинговых стратегий. Он стимулирует привлечение и удержание:

  • - туристов, что помогает развивать туристическую индустрию и увеличивать доходы города;
  • - инвестиций и новых бизнесов, а это является важным аспектом развития населенного пункта, т. к. позволяет создавать новые рабочие места и стимулировать экономический рост;
  • - высококвалифицированных специалистов, ведь города с развитой инфраструктурой и комфортной средой проживания могут стать предпочтительным местом для образования и работы;
  • - молодежи, рабочей силы и профессионалов высокого уровня, поскольку сильный бренд создает положительную репутацию — говорит о благоприятных условиях труда, возможностях профессионального роста и развития, а также конкурентоспособной заработной плате, что делает город желательным местом для работы и проживания.

Как создавался бренд города на примере Мончегорска

Культурные ценности жителей любого моногорода формируются еще в детстве. В сознании мончегорцев родной город всегда был связан с работой и трудовыми достижениями, ведь большая часть населения была занята на металлургическом предприятии. Такой же образ — промышленного центра — сложился и в представлении потенциальных гостей города, именно поэтому до недавнего времени никто не рассматривал Мончегорск как туристический и культурный центр.

Скульптура «Мечтатель», созданная в рамках резиденции «АртАрктика»
Скульптура «Мечтатель», созданная в рамках резиденции «АртАрктика»

Чтобы изменить ситуацию, необходимо было провести комплексную работу не только по развитию территории, но и сформировать в сознании жителей и гостей города новый образ. 

Этой задачей Агентство развития Мончегорска занимается с 2021 года: именно тогда в АРМ было создано отдельное направление — «Брендинг», которое связано со всеми остальными направлениями деятельности Агентства, такими как «Туризм», «Бизнес и инвестиции», «Городская среда», «Социально-культурная сфера». В рамках «Брендинга» был запущен масштабный проект по разработке бренд-стратегии, графического стиля, уникальной карты и дизайн-кода города. 

С этой целью АРМ инициировало проведение анкетирования жителей и маркетингового исследования. На основании полученных данных был подготовлен мастер-план — стратегический документ, который определяет планы развития Мончегорска до 2035 года. 

Формирование бренда города под названием «Озера вокруг нас» круто изменило устоявшееся представление о Мончегорске, потому что «Озера» — это рассказ о жизни в городе, стремлении вывести ее на качественно иной уровень и желании делиться открывающимися возможностями с гостями. Один из его главных посылов — выстраивание коммуникации между людьми.

Кинопоказ фильма-интервью «Озера вокруг нас»
Кинопоказ фильма-интервью «Озера вокруг нас»

Бренд «Озера вокруг нас» позиционирует Мончегорск как место, где стоит жить и куда можно приехать не только ради работы: теперь здесь есть где провести досуг — отдохнуть на ярких развлекательных мероприятиях, попутешествовать с комфортом по живописным окрестностям, посмотреть местные арт-объекты и другие достопримечательности, попробовать аутентичную арктическую кухню.

Особенно ярко эти процессы отразились на развитии туристической сферы — создании инфраструктуры, запуске масштабных мероприятий, появлении новых маршрутов.

Все это уже привело к тому, что Мончегорск вошел в топ-5 зимних туристических направлений Мурманской области. Результат — увеличение числа туристов, среднего чека, привлечение бизнеса в туристическую сферу, развитие местной арктической кухни и многое другое.

Фото: Юрий Борщев, сделано в рамках проекта «АртАрктика»
Фото: Юрий Борщев, сделано в рамках проекта «АртАрктика»

В рамках этого плана также осуществляются различные образовательные проекты, включая стратегию развития политехнического колледжа, школы №5 и Академии АРМ. Сейчас в городе активно реализуются проекты «Школа горожанина», Арт-резиденция «АртАрктика» и другие. А также проходит презентация инвестпроекта «Порт викингов», реализация которого будет зависеть от того, найдет ли он инвестора.

Важная составляющая в создании и развитии бренда города — работа с предпринимателями. Сегодня АРМ совместно с представителями бизнеса разрабатывает проекты, которые вписываются в бренд территории. Например, недавно в городе появилась новая точка общепита Purpur coffee, полностью оформленная в стиле бренда Мончегорска.

Передвижная кофейня арктического кофе Purpur coffee
Передвижная кофейня арктического кофе Purpur coffee

Это значит, что позитивные процессы, которые происходят в городе, вдохновляют представителей малого бизнеса, что, в свою очередь, стимулирует развитие экономики Мончегорска и местности в целом.

Как работать с брендом города на примере бренда Мончегорска «Озера вокруг нас»

Работа, которая ведется на протяжении двух лет, охватывает разные сферы жизни Мончегорска и направления деятельности АРМ:

Туризм

  • -  поддержка бренда «Визит.Имандра»;
  • - разработка навигации и брендбука туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Имандра»;
  • - интеграция бренда в Imandra Fest — одно из знаковых мероприятий города.

Бизнес

  • - интеграция бренда в предприятия малого бизнеса (фуд-корт «ИСМО», Purpur coffee и т. д.): создание брендбуков, поддержка и корректировка уже существующих брендов;
  • - разработка брендбуков для грантовых проектов.

Коммуникация с жителями

  • - видеопроект «Озера вокруг нас»;
  • - конкурс озерной кухни;
  • - тематические площадки на городских мероприятиях (День города, ПикНик и т. д.).

Городская среда

  • - разработка навигации для городских проектов (парк им. С. Бровцева и т. д.);
  • - разработка дизайн-кода Мончегорска;

Проекты АРМ

  • - обновление фирменного стиля АРМ;
  • - создание собственного стиля для отдельных проектов («АртАрктика, «Креативный кластер», «Бизнес Хаус» и т. д.).

Продвижение бренда города

Продвижение бренда во многом зависит от представленности города на различных выставках, что также является приоритетной задачей АРМ.

В целом создание и продвижение бренда города — это кропотливая систематическая работа, направленная на то, чтобы о территории не только узнали, но и прочно ассоциировали с определенным образом, который создается благодаря целенаправленным действиям по развитию инфраструктуры, культуры, туризма, экономики.

Эти усилия не напрасны, потому что в итоге формируется уникальный имидж города, который привлекает внимание и вызывает положительную реакцию у жителей, гостей и инвесторов, а в целом способствует его развитию и процветанию.