Креативная экономика: новый вектор развития или дань моде?
Понятие «креативная экономика» впервые упоминалось как независимая дисциплина в экономике еще в 60-х годах ХХ века. Но термин был введен в обиход только в 1998-м в Великобритании, когда Министерством культуры, средств массовой информации и спорта этой страны было инициировано разделение и классификация на ряд творческих сегментов, включающих рекламу, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн, моду, кино, видео, фотографию, музыку, исполнительское искусство, издательское дело, исследования и разработки, ПО, компьютерные игры, электронные публикации и ТВ/радио. По определению UNCTAD — Конференции ООН по торговле и развитию, органа Генеральной ассамблеи ООН — сегодня именно они считаются важным источником коммерческой и культурной ценности.
Условно их можно разделить на четыре больших кластера: СМИ, потребление, культура, технологии.
Сегодня креативная экономика — развивающаяся концепция, основанная на знаниях экономическая деятельность, на которой базируются творческие индустрии.
Она позиционирует себя на пересечении:
- - экономики (вклад в ВВП);
- - инноваций (стимулирование роста и конкуренции в традиционных видах деятельности);
- - социальной ценности (стимулирование знаний и талантов);
- - устойчивости (полагается на неограниченный вклад творчества и интеллектуального капитала).
Примером креативной экономики могут быть как изделия — дизайнерская мебель, так и обучающие мобильные приложения, цифровые платформы, которые объединяют мастеров различных творческих направлений и жанров, а также архитектура и урбанистика, совмещающие в себе искусство и технологии проектирования, фестивали и т.д.
Какие условия необходимы для развития креативной экономике в городе?
Понятие креативной экономики включает в себя креативные кластеры — единые площадки, где создатели могут свободно представлять результаты своего творчества в самых разных сферах, получать отзывы и обмениваться идеями.
Кластеры креативных индустрий помогают объединять в одном пространстве локальных авторов и бизнес, давая возможность мастерам презентовать свою продукцию, а потенциальным заказчикам находить подрядчиков и т.д.
Проекты, способствующие продвижению креативного бизнеса, реализует, например, Агентство развития Мончегорска (АРМ), в рамках которой действуют:
Академия АРМ: предлагает программу обучающих сессий, тренингов и мастер-классов в сфере креативных индустрий, которая помогает в создании новых объектов малого и среднего предпринимательства тем, кто желает повысить свои компетенции и прокачать творческий потенциал;
Направление «Бизнес и инвестиции»: его команда создает условия для развития предпринимательских инициатив и обучает начинающих предпринимателей упаковывать свою линейку продуктов, организовала бизнес-клуб, проводит ярмарки франшиз, занимается привлечением инвестиций и т.д.;
Креативный кластер Арктики — объединение креативных предпринимателей Мурманской области и других регионов, которым интересен бренд Мончегорска и Хибинская дестинация. Он преобразовывает творческую энергию в активно развивающиеся бизнесы, помогает рождаться интересным коллаборациям.
Что дает креативная экономика?
По последним данным, творческие товары сегодня составляют 3%, а услуги 21% от общего объема экспорта товаров и услуг, при этом индустрии, работающие на стыке искусства, культуры и технологий, обеспечивают более 6-8% всех рабочих мест в мире. Как отмечают в ВШЭ, в России в креативную экономику сегодня вовлечены порядка 5 млн. человек — т.е. 6,8% всех занятых, и это количество постоянно растет.
Для поощрения тех, кто работает в креативной индустрии, в октябре Президентский фонд культурных инициатив начал прием заявок на первый грантовый конкурс 2023 года с общим фондом 4 млрд. рублей. В нем могут принять участие различные учреждения и ИП со всей страны.
Таким образом, креативная экономика — перспективное направление, которое способствует созданию и продвижению уникальных продуктов, развитию малого и среднего предпринимательства, созданию новых рабочих мест, что позволяет сократить отток населения и усилить производственный потенциал, а также повысить привлекательность города и региона.