Этимология слова «мурал» происходит от слова мюр, стена, то, что происходит на стене. Поэтому мурал, это может быть и стрит-арт, и паблик-арт. Часть таких проектов —  партисипаторные произведения, которые современные художники создают с серьезной опорой на местный материал. Создание партиципаторного промышленного мурала состоит из нескольких этапов и работы разных команд. Первый этап — исследовательский, в исследовательскую группу входят музейные специалисты и эксперты производства. Второй этап — над результатами этих исследований куратор размышляет вместе с художниками. Третий этап — художники работают над концепцией и занимаются созданием эскизов, зачастую привлекая местных зрителей для соучастного проектирования. Для того чтобы разобраться в планах и этих схемах цехов и зданий, им помогают архитекторы. В финале специальная команда занимается нанесением изображения на поверхность здания. 

В Чусовом муралы на заводе появились как продолжение опыта ОМК в Выксе Нижегородской области, когда заводская территория превращается в красивую рабочую среду и становится еще более интересной промышленным туристам. 

О чем думают художники, когда создают свои работы?

Катя Белявская

Художник, автор и иллюстратор книг для детей и взрослых, художник-постановщик. Финалист конкурса «Премия Кандинского» и участница спецпроекта на аукционе Sotheby's. Графические работы художницы многослойны и вызывают множество эмоций и ассоциаций. Для мурала  «Индустриальная идентичность Урала» исследовала историю завода и соединила ее с современностью. 

«У меня были стандартные ассоциации с заводом: металл, прямые линии, суровость. Но я хотела добавить мягкость, показать завод как реку, символизирующую жизнь. Я понимала, что нужно сделать что-то от истории до будущего, но я не понимала как это свести воедино, пока мы не приехали сюда и мне не сказали, как тут высаживают весной очень много тюльпанов. И я поняла, что заводы растут из тюльпанов». 

Иллюстрация Кати Белявской, фото ОМК

Ольга Никич  

Современный художник по текстилю, основатель бренда OLGANIKICH. Победитель конкурса Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства «Придумано и сделано в России», в 2019 году она вошла в лонг-лист конкурса Le Grand Prix du Carre Hermes. Работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Московского музея дизайна. Для мурала «Преемственность и изменения» создала технологическую реку из образов изделий завода.

«У меня самый большой размер, который я обычно делаю, это 140 на 140 сантиметров. А тут площадь работы - почти 2 тыс. метров. Я вдохновилась красотой технологического процесса, этой рекой из расплавленного металла, из которой рождаются изделия завода, которые дают жизнь городу. Не меняя свой стиль, сохраняя индивидуальность, мы согласились объединить наши работы «Преемственность и изменения» и «Индустриальную идентичность Урала», используя цвет в качестве гармонизирующего элемента, который перетекает из одного творческого решения в другое». 

Иллюстрация Ольги Никич, фото ОМК

Наташа Стручкова 

Многократная участница Московской международной биеннале современного искусства. В своем творчестве размышляет, как с помощью современных технологий формируется окружающая реальность. Для мурала «Дух инноваций» превратила больших промышленных роботов в цветы.

«Для меня лично произошла интеграция моего личного художественного опыта, так как мне достался цех ” автоматизированные системы управления”, и этот цех выпускает промышленные роботов. Я интегрировала свои художественные воззрения в эту отрасль. Я сделала модель и с помощью искусственного интеллекта вывела новые цветы. Искусственный интеллект для меня — всего лишь кисточка».

Иллюстрация Наташи Стручковой, фото ОМК

Карина Барабанова 

Художник и иллюстратор, член Творческого союза художников России, участник выставок в России, Италии и Греции. Исследует столкновение контекстов традиционного наследия и современного мира через психологию поп культуры и всевозможные мемы. Для мурала «Героика металлургии» использовала стереотипно плакатный образ металлурга-героя, который «высекает» жар-птицу.

«Это очень напоминает сюжет из «Гарри Поттера», только вместо волшебных палочек у людей в руках особые инструменты, которые использовали когда-то сталевары у мартеновских печей. Роспись адресована работникам предприятия и является данью уважения их труду».

Иллюстрация Карины Барабановой, фото ОМК

Дмитрий Кавка

Участник Венецианской биеннале современного искусства, номинант на премию им. Курехина и обладатель наград Graphic Design Festival of Chaumont во Франции и European Design Awards. Сочетает различные выразительные средства и медиумы, что позволяет художнику исследовать человеческое восприятие и находить новые пластические решения. Создал эскиз на основе наивных рисунков детей сотрудников, но взял из них за основу не конкретные сюжеты, а фоновое заполнение и второстепенные образы (кляксы, росчерки, ляпы…). Открытие мурала в 2025 году. 

«Обычно в процессе творчества мне интересно объединять разные темы и технологии, используя как свои, так и чужие работы. Я часто придумываю вымышленные ситуации, которые невозможны в реальной жизни, и нахожу в них свои темы. В своем творчестве я всегда ищу элементы игры. Мне нравится работать с пространством и временем, а также манипулировать чужими авторскими мирами. В «беспредметных» деталях я обнаружил больше детской непосредственности и игры, чего и хотел добиться».

Иллюстрации Дмитрия Кавки

Ольга Погасова

Куратор индустриального стрит-арт парка в Выксе и Чусовом, основатель бюро «Большое искусство». Занимается современным искусством на действующих производствах. Очень плотно работает с контекстом места и местными жителями.

«В основе концепции нашего проекта три ключевых понятия: история, люди и технологии. Богатая история – яркая и отличительная черта чусовского завода, поскольку это одно из старейший производств: завод в XIX веке основал князь Сергей Михайлович Голицын, с участием французского капитала и с применением передовых европейских технологий. 

В то время, когда вообще формировалась история, концепция строения заводов, говорили о том, что человек – это обслуживающий персонал, а главный элемент любого завода – это, в первую очередь, машина. Строили заводы именно вокруг машин. Сейчас же связывает большинство заводов именно очень внимательное отношение к человеку. Потому что машины машинами, но придумывают эти машины люди, они занимаются новыми технологиями. Именно от людей зависит всё производство. Поэтому человек – второй элемент нашей большой концепции, вокруг которого мы разворачиваем наше художественное исследование. 

И третий элемент – это технология. Большая часть производства, благодаря которой завод сейчас сильно трансформируется: интегрируется огромное количество ультрасовременных технологий производства, искусственный интеллект, нейросети – и это мы хотели отразить в нашем проекте».