После введения масштабных санкций логистическая отрасль оказалась под давлением и в условиях необходимости быстрой трансформации. Как компании адаптировались к новой географии поставок, изменились ли маршруты, ставки и требования к специалистам — об этом и не только я поговорила с Алексеем Чиняковым, коммерческим директором крупной международной логистической компании.

«Перестройка маршрутов стала неизбежной. Европа ушла, Азия пришла»

Татьяна: Алексей, как изменилась логистика российских компаний после закрытия европейского направления? Какие новые маршруты и рынки стали приоритетными, и как это повлияло на сроки доставки?

Алексей: Геополитические изменения, включая закрытие границ, безусловно, серьезно повлияли на логистику. Большинство российских перевозчиков и экспедиторов долгие годы работали с Европой, и, конечно, нужно было быстро искать альтернативу. Мы переориентировали мощности на Китай и другие страны Азии. Сейчас, спустя три года, дефицит по большинству товарных категорий удалось закрыть за счёт китайских, индийских и юго-восточноазиатских поставщиков.

Что касается сроков доставки, они действительно увеличились — особенно по контейнерным перевозкам. В автомобильной логистике изменения не столь значительные.

Татьяна: А как эти изменения сказались на стоимости перевозок? Ставки, вероятно, тоже изменились?

Алексей: Да, на первом этапе ставки резко выросли — это было следствием перестройки маршрутов и общей нестабильности. Но со временем, с учетом снижения объемов импорта, коррекции спроса и роста ключевой ставки, сформировался тренд на снижение. Сейчас в ряде направлений ставки уже вернулись к допандемийному уровню.

Татьяна: Несмотря на переориентацию, поставки из Европы, думаю, полностью не прекратились. Как сейчас осуществляется импорт из ЕС и США?

Алексей: Верно. Хотя большая часть товаров из Европы и США попала под санкции, некоторые категории — например, медицинские изделия или продукты — по-прежнему поставляются. Основная трудность в том, что европейские и российские перевозчики не могут пересекать границы друг друга. Поэтому используются схемы приграничной перегрузки: товар доезжает до границы, перегружается, и дальше едет уже внутренним транспортом.

«Восточные партнёры: не всё гладко»

Татьяна: Сейчас потребности во многих товарах закрывают поставки из Азии. Но, думаю, и здесь не обходится без сложностей?

Алексей: Главная сложность — это платежи и надежность контрагентов. Хотя страны Азии не вводили санкции против России, их банки стараются соблюдать общие ограничения. Приходится использовать платежных агентов или работать через третьи страны. Кроме того, некоторые производители, чтобы не портить отношения с Западом, отказываются от прямых поставок в Россию. Азиатская ментальность тоже влияет на коммуникации и сроки.

Татьяна: С учетом этих рисков, как изменились стратегии управления запасами?

Алексей: Тренд на увеличение складских запасов появился ещё в пандемию, и он только усилился. Сейчас мало кто надеется на «just-in-time» — компании делают ставку на стабильность, предпочитая держать стратегические запасы.

Татьяна: А что поменялось в работе с российскими и международными партнерами?

Алексей: Сегодня все гораздо тщательнее проверяют контрагентов. Риски высоки, дешевых денег нет. Поэтому в приоритете — стабильные и проверенные компании. Это позволяет минимизировать риски дебиторской задолженности и просто сохранить бизнес.

Татьяна: Какие меры ваша компания принимает для минимизации логистических рисков?

Алексей: Мы страхуем свою ответственность перед клиентами — лимит покрытия составляет 2,5 млн евро. При автоперевозках из Китая используем разные маршруты: Забайкальск, казахстанские переходы, сейчас добавили и Монголию.

Также мы внедрили систему ранжирования подрядчиков — это помогает отслеживать уровень надежности и управлять качеством на всех этапах.

«Новый фокус: склады, люди и технологии»

Татьяна: Хватает ли сейчас складской инфраструктуры и оборудования?

Алексей: Нет, в регионах особенно ощущается дефицит складских площадей. Это результат увеличения запасов и активного роста маркетплейсов, которые занимают значительную долю рынка.

Татьяна: А требования к персоналу изменились?

Алексей: Безусловно. Раньше в логистике ценились специалисты с сильными операционными компетенциями. Сейчас же на пике спроса — специалисты, которые понимают и логику цепочек поставок, и могут работать с цифровыми инструментами.

Татьяна: Какие компетенции особенно важны сегодня?

Алексей: Связка логистики и IT — это must-have. Многие компании автоматизируют процессы, внедряют цифровые решения, ищут способы использовать ИИ. Кроме того, очень востребованы специалисты с опытом работы с Азией и знанием китайского или арабского языков — Восток остается ключевым направлением.

«Роботы нас не заменят. Пока что» 😊

Татьяна: Мы не боимся, что нас в логистике заменят роботы?

Алексей: Думаю, в ближайшее время этого не произойдёт. Современные технологии действительно упрощают многие процессы, но всё ещё не решают задачи с нюансами — например, ту же перегрузку товара на границе 😊

Логистика — это зеркало глобальных изменений. Российский рынок адаптировался к новой реальности, выстроил альтернативные маршруты и научился работать в условиях ограничений. Но впереди ещё много вызовов: нестабильность, дефицит складов, требования к компетенциям. И только те компании, которые будут гибкими и технологичными, смогут сохранить устойчивость.