12 и 13 июля в арт-пространстве «Артемьев» состоялась серия показов немого кино с электроакустической импровизацией. «Импросхема: фильмы» – совместный проект ЦЭАМ с Мастерской журнала «Сеанс», где участники разбирали знаковые киноленты начала ХХ века — «По закону» Льва Кулешова и «Шестая часть мира» Дзиги Вертова. В начале программы фильмы были представлены участниками Мастерской «Сеанс», а затем прошли показы с живым музыкальным сопровождением от участников фестиваля - лаборатории «Импросхема».

Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ
Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ

Лев Кулешов и Дзига Вертов оказали значительное влияние на развитие мирового кинематографа. У обоих режиссеров акцент в фильмах сделан не на актерских работах, а на композиции кадра – особом видении мира с помощью «кино-глаза». Для обоих монтаж стал сильнейшим средством художественного выражения. В совместном проекте ЦЭАМ и Мастерской журнала «Сеанс» музыканты–импровизаторы прервали вековое молчание немого кино, и абстрактные немые картины обрели современное звучание: электроакустическая импровизация стала связующим элементом от прошлого к настоящему и прекрасным эстетическим подводом к классическим фильмам, наделяя их новыми смыслами.

Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ
Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ

Музыкальную часть показов курировал Олег Макаров — инженер Центра, композитор, медиахудожник и импровизатор. На кинопоказах импровизировали: Агнес Евсеева, Галина Краснокутская, Маруся Нестерова, Ника Светлова, Роман Селиверстов и Юрий Темников. Серия показов была организована совместно с музыковедом, режиссером и преподавателем Московской консерватории Сергеем Уваровым, а также при поддержке историка кино Наума Клеймана.

Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ
Фото предоставлено пресс-службой ЦЭАМ

На мой взгляд, немое кино - это самая «чистая» форма кинематографа. Возможно, ему не хватает и человеческого голоса, и шумов, но оно абсолютно охватывает, поглощает и приближает к уровню близкому к совершенству. Я бы отметила, что с приходом звука «серость», возможно, благополучно и вернулась на свои позиции, но немое кино выставляет свои преимущества. Если в современном кино то, что ты не увидишь, ты услышишь, в немом кино не так: отвернулся от экрана - все пропустил. 

А по сути жизнь - словно немое кино. Возможно, каждый пытается друг другу что-то сокровенное сказать, а оно так и остается неуслышанным…