Галерея Ruarts представила персональную выставку Айдына Зейналова «Грезы океана», концептуально связанную с философскими идеями о жизни в гармонии с природой, а эстетически — с утонченным пониманием безыскусности. Проект, первоначально продиктованный страстью Айдына Зейналова к морской аквариумистике и растущим осознанием масштабов загрязнения мирового океана, превратился в футуристический прогноз. 

Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts
Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts

Айдын Зейналов родился в 1978 году в Москве. Награжден золотой медалью Российской академии художеств в 2001 году. В 2002 году он окончил Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, кафедру скульптуры, в 2005 году окончил Московский архитектурный институт, факультет «дизайн архитектурной среды». В 2017 году Айдыну Зейналову присвоено звание действительного члена (академика) Российской академии художеств, а в 2018 году — звание академика Флорентийской академии искусств. Работает как скульптор, график, а также автор архитектурных проектов и интерьерного дизайна, является автором памятников Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди, установленных в Италии, в городе Монтекатини-Терме. 

Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts
Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts

Художник-исследователь предлагает зрителю через свои скульптуры посмотреть на экологический кризис как на естественную часть нашей реальности. Так существует планета: в уродливом, странном и даже ужасающем есть красота. «С одной стороны, мы должны ответственно относиться к океану, но с другой — он решает, каким быть, определяет границы приемлемого. Мусорные острова, возможно, очень скоро станут нашими территориями для жизни», — отметила Катрин Борисов, куратор выставки. 

Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts
Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts

Работы художника отражают амбивалентность природы, одновременно демонстрируя ее несовершенную и прекрасную стороны. Мощный визуальный и концептуальный конфликт представляет скульптурная композиция, объединяющая осьминога и надувной круг. В жизни, как часто случается, помощь одному существу может непреднамеренно нанести вред другим. Возникает вопрос: кто олицетворяет большую опасность — осьминог, породивший мифы о гиганте-кракене, или, казалось бы, безобидный надувной круг, который наносит значительный ущерб природе?

Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts
Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts

Взглянуть на происходящее без ужаса и чувства вины, как беспристрастный наблюдатель — катарсическая цель проекта. Все это — некий сон океана, еще одна фаза его существования; и, возможно, когда океан очнется, привычный мир немедленно исчезнет. Как однажды написал французский поэт Жоашен Гаске: «мир - это гигантский Нарцисс, осмысляющий себя», — а мы являемся его грезами. 

Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts
Фото предоставлено пресс-службой галереи Ruarts

Выставка дает импульс к необузданной фантазии, и вот уже начинаешь углубляться в вопросы исчезновения цивилизации, апокалипсиса и конца света. К примеру, 2036 год назван учеными примерным концом цивилизации из-за глобальных астрономических процессов во Вселенной и технологических нагрузок на природу. А возможно, мы слишком быстро развиваемся? Наблюдая на выставке за раками-отшельниками, которые используют пластиковый мусор как раковины-домики, я начала проводить параллели с заменой людьми органов, трансформацией ДНК и имплантированием в тела передовых устройств для становления киборгами — и это возможное будущее? Или это возможный сценарий выживания на планете в ближайшем будущем? Выставка ждет зрителей до 1 декабря, чтобы каждый попробовал дать себе ответы на эти вопросы.