Центр визуальной культуры Béton представил выставку «За стеной идеологии», сделав основной акцент на изучении нонконформизма в фотографии. Неофициальное искусство, возникшее в эпоху оттепели, являло некий неофициальный протест, выливающийся в эстетические формы, поскольку другие были просто невозможны. Само по себе явление нонконформизма не имело единой художественной платформы, скорее, это была попытка реализовать внутреннюю свободу творческого человека.

Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton
Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton

В экспозиции представлены 76 работ советских и российских авторов, которые попытались в своем творчестве исследовать границы визуального искусства и ответить на вопрос: можно ли освободить фотографию от традиционных норм и ограничений? На выставке представлены работы Валентина Самарина, Бориса Смелова, Б. У. Кашкина, Евгения Лихошерста, Вячеслава Тарновецкого, Бориса Кудрякова, Александра Китаева и многих других.

Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton
Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton

Фотографы-нонконформисты оставили для истории еще один слой альтернативного искусства. Выставка делает акцент не только на художественность фоторабот, но и на их документальность и историческую ценность. Мне было интересно наблюдать, что вызывало интерес художника, как откликался его внутренний мир и рисовать в своем воображении образ «шестидесятника, живущего в гуще городских событий». 

Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton
Фото предоставлено пресс-службой Центра визуальной культуры Béton

Выставка «За стеной идеологии» продлится до 2 марта 2025 года, и это, на мой взгляд, отличный повод ближе рассмотреть слои далекой эпохи, проследить, как фотографы меняли свой инструментарий, уходя от жесткой цензуры, и получить свой собственный зрительский и эмоциональный опыт.

Авторы выставки проделали большую исследовательскую и собирательскую работу, представив  блестящий отчет об истории советского и российского фотоискусства на суд искушенного зрителя.