Фонд «Прометей» совместно с Фондом Stella Art Foundation представили выставку Бориса Свешникова, Павла Пепперштейна, Алексея Панькина под названием «Сон смешного человека». Три художника, разделенные разными временами и историческим контекстом, объеденены в «жадном» стремлении постичь роль человека в постоянно изменяющейся реальности, поиске его духовного пути и изучении сути природы вещей. Каждый художник движется к своей цели своим собственным маршрутом, и выставка удивительным образом пересекает их треки в одной точке, и в этом есть тайный смысл и своя магия.

Еще в далеком 2009 году Борис Маннер, главный куратор Stella Art Foundation, представлявший творчество Павла Пепперштейна отмечал: «Павел Пепперштейн был одним из основателей группы «Инспекция "Медицинская герменевтика"», чьи перфомансы и инсталляции создали важнейший мост между «старым» Московским концептуализмом и молодым поколением художников. В то время, как точки отсчета, относящиеся к истории страны и ее искусству, были в основном онтологическими для «Поколения отцов», группа «Инспекция "Медицинская герменевтика"» оказалась среди тех, кто изменил подходы к созданию произведений искусства. Их усилия были в основном направлены на освобождение символа. Исторические, художественные и политические явления уже больше не рассматривались в качестве источника смысла». 

Особое впечатление на меня произвели работы Бориса Свешникова. Очевидно, еще и потому, что этот человек не только пережил репрессии, но сумел не сломиться духом, обрести внутреннюю свободу. В его работах прослеживается сочетание мелких предметов с гигантскими масштабами композиции, трансформация мотивов и образов, а также смешение фантастики с современными реалиями. Абсурд жизни, вездесущность смерти — всё это настолько самобытно и глубоко, что создается ощущение, будто он постиг то, что многие начинают осознавать только с годами, с накоплением жизненного опыта.

Скульптор Алексей Панькин представляет поколение 40-летних. Алексей Корси, куратор выставки Алексея Панькина в Stella Art Foundation в 2021 году, а также архитектор нынешнего проекта, писал: «Главным источником своих художественных интересов сам Панькин называет "вопросы генеалогии телесности, долгую историю представлений о теле... В своем творчестве автор соединяет интеллектуальный подход с тонкой, глубоко индивидуальной пластикой…"».

Работы скульптора Алексея Панькина притягивают взгляд и завораживают мгновенно. Его «телесность» в работах подчеркивает ни на что не похожий, индивидуальный взгляд творца на генеалогию и «долгую историю о представлении тела человека». Удивительные по красоте светлые породы дерева и авторская технология обработки создают у зрителя, на мой взгляд, драматический и порой тревожный образ.

Три прекрасных художника, три мастера и три творца, как и герои Достоевского, задаются вечными вопросами: есть ли возможность найти истину в лабиринтах сновидений и человеческого сознания? Так что же возможно увидеть каждому из нас в экспозиции? Утопию нашего мира без зла или греха, ложь и страдания, или любовь и служение людям? Отмечу, что настоящим везением будет посещение выставки с куратором Алексеем Корси — блестящим оратором с глубинными знаниями. Он словно великолепное обрамление этого уникального проекта, который наполняет и еще раз побуждает задуматься о братском единении людей.

Выставка работает до 12 декабря 2025 года.