Фонд Ruarts представил масштабную выставку «5 углов», включающую более 150 произведений 63 авторов из пяти ведущих коллекций — Марианны Сардаровой, Катрин Борисов, Эльчина Али-заде, Сабины Чагиной и художника Дмитрия Аске. Проект посвящён коллекционерам искусства уличной волны.

Уникальное событие, позволяющее зрителю взглянуть на современное уличное искусство с разных «углов» и через призму личного восприятия каждого участника. Это кураторский эксперимент арт-директора фонда Ruarts Катрин Борисов, цель которого — не только сформировать представление об уличном искусстве, но и проследить его тенденции, предугадывая дальнейшее направление развития.

«Эта выставка — дань уважения тем, кто не просто наблюдает за искусством уличной волны, а активно поддерживает его развитие, собирая по крупицам работы, артефакты, документацию и эмоции», — отметила куратор выставки Катрин Борисов, прежде всего как коллекционер.

Отмечу, что для Катрин особенно важна энергия, исходящая от работ, а также пластика тела и скрытый эрос граффити-жеста.

Рассматривая коллекцию Эльчина Али-заде, основателя издательства тиражного искусства «Формат Один», ощущаешь энергию самых дерзких граффити. Собрание Сабины Чагиной, сооснователя Биеннале уличного искусства «Атмосфера», акцентирует внимание зрителя на ярком и текстовом искусстве. Особое место в коллекции занимают остроумные слоганы и поэтические интервенции. Ведь главное в уличном искусстве — найти диалог со зрителем и возможность изменить атмосферу города.

Для меня настоящим украшением выставки стала коллекция Дмитрия Аске. Его выбор — это поддержка коллег и внутренний диалог. Отрадно наблюдать, как Дмитрий «вырос» из граффити-райтера в монументалиста. Пожалуй, его собрание можно назвать своеобразной лабораторией, где прослеживается связь между студийными работами и уличными практиками художников.

Отдельного внимания заслуживает коллекция основательницы фонда Ruarts Марианны Сардаровой — это, безусловно, взгляд «изнутри системы». Это редкий архив ключевых имён и масштабных проектов — яркий пример того, как частная инициатива способна анализировать, исследовать и нести институциональную ценность. Хорошая инвестиция, кстати, не только в объекты, но и в саму историю.

Что же особенного увидят зрители этой уникальной и необычной экспозиции? Здесь — культовая работа ZOOM, трансформаторная будка «Катастрофа наших дней»; произведения Алексея Луки, знакового представителя уличной волны; работы Владимира Абиха, а также принты и графика Кирилла Кто.

Выставка настолько масштабна, что лично мне понадобился не один час погружения — а в идеале, пожалуй, и ещё один визит в любимую галерею. Возникает абсолютное ощущение, что в этих коллекциях просто не может быть случайных произведений: они наполнены именами художников, которых искренне любят и за чьим творчеством внимательно следят.

Эти коллекции — важная, значимая и глубоко личная история каждого их обладателя. В них отражена неотъемлемая часть жизни, энергия света и добра, которые пронизывают работы. Выставка продлится до 10 мая 2026 года — прекрасный повод исследовать собственные «закоулки души», создать свою историю и заглянуть в каждый угол на этом пути. Кто знает: порой самые неприметные уголки оказываются самыми значимыми!