Театр реальности «МЫ» совместно с фондом современного искусства Stella Art Foundation представил иммерсивный спектакль по рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека». Смелая, новаторская постановка исследует путь героя от отчаяния к пробуждению — от внутренней тьмы к свету.
Создателям спектакля удалось превратить текст Достоевского в личное переживание и почти стереть границы между актёрами и зрителями.
Перед посещением спектакля полезно заглянуть на выставку «Сон смешного человека» в галерее Stella Art Foundation и познакомиться с работами Павла Пепперштейна, Бориса Свешникова и Алексея Панькина — это поможет по-другому взглянуть на постановку и заметить, как современное искусство пересекается с драматическим.
Важную роль в спектакле играют танцоры балета Юлия и Стас Серёгины. Впечатляющие элементы визуального перформанса подчеркивают уникальность каждой сцены благодаря высокой пластике и точности движения пары.
Актёры Юлия Байбурова и Даниил Завьялов создавали атмосферу полного погружения и быстро устанавливали в контакт с залом. Вся прелесть иммерсивного спектакля — не в пассивном наблюдении, а в ощущении, что ты становишься частью истории. Это огромная заслуга режиссера Вероники Родионовой.
По моему опыту и при всей любви к иммерсивным постановкам, иногда возникает панибратская манера взаимодействия со зрителями, что, к сожалению, оставляет неприятное впечатление. Постановка «Сон смешного человека» — пример интеллигентного и ненавязчивого контакта, который сохраняется на протяжении всей пьесы.
Великолепная работа света и звука, глубокое исследование человеческих состояний и мастерство актёров — всё это создаёт неординарную историю одиночества смешного человека, даёт увидеть его нелепость в глазах других и посмотреть, как рушится его идеальный мир.
После спектакля я задумалась: возможно, этот «смешной человек» где-то рядом, и я его хорошо знаю, но в череде повседневной суеты он незаметен, и это очень печально. Ведь на таких чудаках и держится наш порой странный мир.
