Отель «Гельвеция» уже много лет является главным украшением туристического Петербурга. Постояльцы – звезды первой величины, государственные деятели, политики, блогеры. Но каким бы ни был статус гостей, на пороге их всегда с распростертыми объятиями встречает хозяин Дома. Именно так самый знаменитый отельер России Юнис Теймурханлы называет свою «Гельвецию». О том, как менялась сфера гостеприимства в России, общении с гостями и любимом деле мне довелось пообщаться с ним еще летом, но это интервью – одно из самых моих любимых, поэтому с удовольствием поделюсь им в блоге.

Каково быть владельцем отеля со столь богатой историей?

Юнис: То, как «Гельвеция» выглядит сейчас, безусловно, доставляет мне огромное удовольствие как владельцу. Но я не могу рассматривать сегодняшний день без того, что было в прошлом. «Гельвеция» – мой «ребенок», доставшийся кровью и потом, а не просто бизнес. Сначала нужно было его увидеть, понять и идти к этому, пробивая стены лбом. Здесь каждый кирпичик мной выстрадан, каждый стульчик поглажен… Пришлось 27 лет ждать полного расселения. Учитывая тот аспект, что этот отель стоил мне всей жизни, владеть – очень приятно и красиво. 

Юнис Теймурханлы. Фото предоставлено пресс-службой отеля
Юнис Теймурханлы. Фото предоставлено пресс-службой отеля

Власти города помогают?

Юнис: Мы – гордость Санкт-Петербурга, в «Гельвецию» селят лучших людей страны. Где-то удается получить поддержку быстрее, но изменения согласовывать тяжело, потому что есть обременения в виде объектов культурного наследия. Первое здание, которое мы выкупили (особняк Хитровских 1828 года постройки – авт.), было внесено в перечень еще в 90-х годах.

Мы стараемся все поддерживать своими силами. Когда я вошел сюда в 1993 году, передо мной был разрушенный, очень страшный двор, никакой красоты на фасадах. Большое количество ценностей было утрачено. Все, что нам удалось сберечь (мозаики, камень на лестнице – авт.) сейчас находится под охраной государства. Например, моей идеей было сохранить внутренний дворик открытым. В 90-е можно было делать с недвижимостью все, что угодно: остеклить, сделать атриум. Но удержались и оставили его в первозданном состоянии петербуржского двора-колодца. Восстанавливали по эскизам, архивным материалам, с привлечением профессиональных реставраторов. Удалось воссоздать фасады, общую планировку. Изменения коснулись только внутренних помещений, которые до этого уже подверглись «большому шоку 80-х», когда здесь проводили капремонт. 

Одна из самых известных ваших цитат «Все, что растет хорошо – растет медленно». Насколько сложным был путь?

Юнис: Проект строился без всяких бизнес-планов, без особых бизнес-намерений. Можно сказать, спонтанно. В дальнейшем нужно было проявить волю, упорство, терпение, чтобы пройти через тяжелейшие 20 лет расселения: последний собственник ушел только через 27 лет, в 2021-м. Сегодняшний успех бренда «Гельвеции», звучание и сильный бренд – результат титанической работы не только моей, но и всей команды. 

Отель «Гельвеция», фото предоставлено пресс-службой отеля
Отель «Гельвеция», фото предоставлено пресс-службой отеля

Вы пришли в гостиничный бизнес еще в 90-е, застали «нулевые». Как изменился портрет гостя за три десятилетия? 

Юнис: Мы начинали в 90-е, когда среди туристов практически не было россиян. В первую очередь, отель строили для иностранцев, у которых на тот момент имелись средства. В постперестроечный период был огромный спрос на Россию, особенно на Санкт-Петербург, но отелей строили мало. В начале «нулевых» мы не могли предвидеть, что всего за 10-15 лет доля россиян так сильно вырастет. К 2020-му можно было говорить о соотношении 50/50. Летом иностранцы, зимой – наши. 

Коронавирус во многом повлиял на то, что сейчас мы живем в другой эпохе. Это стало огромным стрессом для экономики гостеприимства. Тогда мы начали учиться жить с соотечественниками. Но мы рады таким переменам, потому что у нас сформировалась постоянная база гостей из числа обеспеченных россиян (Москва, центральный регионы – авт.). Это сотрудники правоохранительных органов, силовых ведомств, чиновники – люди, которые в летнее время могут ездить в путешествия только по России и очень любят Петербург. Мы являемся бенефициарами этого процесса. Ну и еще один плюс «Гельвеции» в том, что она – европейский продукт в европейском городе. В этом плане мы абсолютно аутентичны. Хочешь поехать в Прагу – отправляйся в Петербург, мечтаешь увидеть Лувр – иди в Эрмитаж. 

Вы занимаетесь необычным делом - показываете, что богатые тоже люди?

Юнис: Мы славимся огромным количество медийных гостей, но это не характеризует нас. «Гельвеция» не отель для звезд или политиков. «Гельвеция» – отель для гостей. Для нас вторично то, чем занимаются гости, важно чтобы они любили этот дом.

Внутренний дворик отеля, фото предоставлено пресс-службой отеля
Внутренний дворик отеля, фото предоставлено пресс-службой отеля

К приезду каждого гостя вы тщательно готовитесь: выкладывайте приветствия на кроватях, делаете именные халаты. Как организован этот процесс? 

Юнис: У нас есть штат сотрудников, которые собирают информацию о гостях из всех открытых источников. Для чего это нужно? Чтобы вызвать у человека эмоцию, что его здесь ждали. У нас есть собственный стандарт: ни одна дама не заезжает в отель, не получив красивый букет, который собирают флористы, есть программа по индивидуальным предметам быта: именные халаты, инициалы на наволочках (начиная с третьего бронирования – авт.). Когда гость получает именной халат, он превращается в ребенка. Один знаменитый на нашей эстраде исполнитель как-то сказал: «Вот у меня есть именной халат. Моя жена мечтает о таком же». Я не смог отказать, ведь это так мило! Надписи на кроватях – это особый знак. Еще одна «фишка» – угощение в фирменных пакетах, которые мы собираем каждому гостю в дорогу. Это моя личная благодарность каждому гостю, ведь тот, кто приезжает в «Гельвецию» не только показывает лояльность, но и поддерживает бизнес. Я считаю себя сильной стороной концепции, стараюсь присутствовать на встречах, провожать. Всячески даю понять, что гостя очень ждали! 

Дима Билан, который является частым гостем в «Гельвеции», говорит о том, что здесь его всегда «заобнимают до хруста»!

Юнис: Есть такой момент! Для меня гость – главный человек в доме, и дело не в том, что это кто-то медийный. Я вырос в Баку, этот город взрастил во мне любовь к гостеприимству. Тем более, что наши постояльцы приходят не просто поесть-поспать, а платят за это немаленькие деньги. Когда я вижу восхищенные глаза гостей, это очень сильно подстегивает мотивацию и накладывает двойную ответственность! Между нами происходит обмен энергией – я даю ее гостям и получаю от них сполна взамен!

В меню ресторана Café Clarette есть специальное предложение - ужин с вами. Как появилась идея? 

Юнис: В феврале 2022 года у нас случился небольшой кризис идей. Было очевидно, что нужно что-то связанное с lifestyle, но мы не понимали в какую сторону двигаться. Идея «Ужинов с Юнисом» пришла моей жене, она предложила сделать упор на личный бренд, т.к. я являюсь «лицом» отеля. Так родилась концепция ужинов, в которой мы совмещаем общение и высокую гастрономию. 

По формату это круглый стол с дегустационными сетами, которые готовит и представляет наш бренд-шеф. К каждому блюду прилагается винное сопровождение от сомелье. Я отвечаю за содержательную часть, рассказываю гостям историю «Гельвеции», какие-то интересные кейсы. Получается, что это и такой культурно-познавательный досуг, и удовольствие. 

P.S.: На память об этой теплой встрече у меня осталась книга «Записки отельера «Гельвеция» с автографом Юниса и подписью «Всегда жду в моем доме!».  

Фото из личного архива
Фото из личного архива