На исходе пандемии двум приятелям — финансисту Михаилу и архитектору Виктору — попалась на глаза статья о рынке хаусботов в России. Рынок только зарождался. Друзья  подробно изучили тему и пришли к выводу, что это отличная идея для бизнеса. К тому времени коронавирус вызывал колоссальный рост интереса к аренде загородного жилья и глэмпингов в Подмосковье, и в этом смысле плавучий дом стал интересен вдвойне

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

Во-первых, это эксклюзивное и необычное для россиян место отдыха. В течение отпуска или выходных можно выбраться и посетить сразу несколько живописных мест с чистой водой и свежим воздухом.

Во-вторых, на хаусботе сочетается активный образ жизни — купаешься, загораешь, рыбачишь, занимаешься водными видами спорта — и спокойное созерцание водной глади, закатов, природы.

В-третьих, канал им. Москвы, Волга, Ока и другие реки позволяют путешествовать и исследовать новые города, увидеть достопримечательности с воды и все это в уединении и спокойствии, вдали от суеты и шума. Плавучий дом к тому же оказался более доступен, чем традиционная «береговая» недвижимость.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

В общем, взвесив все «за» и «против» Михаил и Виктор решили пробовать. И осенью 2021 года вместе с подрядчиком начали строить хаусбот на верфи в Самаре. К началу летнего сезона плавучий дом с сауной и просторным лаунджем на крыше был готов. В Москву его перегоняли по Волге две недели, и, помимо незабываемого и красочного путешествия на фоне заповедной природы Волги, парни получили первый опыт управления хаусботом, прохождения основных шлюзов, а заодно изучили и протестировали на себе инфраструктуру российского водного туризма.

В общей сложности инвестиции в запуск нового бизнеса – а, как оказалось, ребятам в итоге пришлось с нуля создать чартерную компанию - составили 15 млн рублей. Из них около 12 млн рублей стоило строительство хаусбота и еще порядка 3 млн рублей было вложено на его оснащение, сайт и digital рекламу. Сейчас, конечно, стоимость такого плавучего дома стала выше: в 2022 году все материалы и комплектующие подорожали на суммы от 20 до 50%.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

С самого начала Михаил и Виктор начали кропотливо формировать и структурировать устойчивую клиентскую базу: упор сделали на личные контакты, накопленные за время работы в других бизнесах. Потом они определили, что треть клиентов приходит по рекомендации, то есть срабатывает «сарафанное» радио.

За два года продвижения отдыха на воде продажи не только через друзей и знакомых выросли кратно, к середине пути заработала реклама на Яндексе, который, в отличие от соцсетей, давал хороший приток клиентов. Примерно 80% арендаторов – это люди в возрасте 35 лет и старше.

Эффективно работают на проект и партнерские сайты и агрегаторы, например, про яхтинг и отдых на воде. Для имиджа и популяризации проекта привлекаются известные блогеры.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

Хаусбот, вмещающий по правилам МЧС, не более  12 человек, арендуют для семейного отдыха, празднования дней рождений и дружеских вечеринок. Такие мероприятия составляют более 50%. Крупные корпорации бронируют хаусбот для проведения деловых переговоров, небольшие компании – для тимбилдингов. Все гости адекватные и позитивно настроенные. Многие возвращают повторно, а то и по несколько раз за сезон – приветственные подарки и приятный персонал делают свое дело . Зачастую компании устраивают веселые тематические вечеринки, которые действительно запоминаются на всю жизнь – солнце, лето, вода, природа, невероятные закаты.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

Недавно Михаил и Виктор подписали договор на сотрудничество с авторской детской школой (центром дислексии) Татьяны Гогуадзе, которая в этом году изменила формат учебных программ и коррекционных занятий – теперь уроки будут проводится не в городских классах, а на свежем воздухе на хаусботе.

Главный плюс такого бизнеса: аренда хаусботов ещё мало распространена в России, поэтому клиенты охотно идут на эксклюзивное и заманчивое предложение. Другой плюс: хаусбот – это отличная, а, главное, недорогая альтернатива яхте. Трехчасовая аренда с капитаном стоит 50 тысяч рублей, что вполне доступно для небольшой компании. Поэтому бронирование слотов и дат многодневных поездок в этом году началось задолго до начала сезона.

Но, конечно, есть и трудности. Например, сейчас остро чувствуется отток кадров на рынке капитанов. А это очень и очень важные люди в этом бизнесе: они проводят много времени с гостями, лично общаются с ними и обеспечивают хороший сервис. Также есть прямая зависимость от погоды: например, в прошлом году был очень холодный май, и в итоге за сезон удалось заработать лишь 70% от запланированного дохода. Естественно, несколько раз были и непредвиденные обстоятельства – на Подмосковном водохранилище сели на мель вместе с гостями, но благодаря действиям капитана и весёлой командной работе гостей удалось сняться с отмели и продолжить прогулку.

Тем не менее, аренда плавучих домов – очень выгодный и перспективный бизнес, у которого в России очевидный потенциал роста. И появление конкурентов предпринимателей не пугает: новые чартерные компании на рынке плавдомов лишь усилят спрос на услугу. Рынок хаусботов только формируется, и те, кто на него зайдет сейчас, построят адекватную бизнес-модель и предложат качественный сервис, будут в лидерах уже через несколько лет.

По подсчетам Михаила и Виктора, полностью вернуть инвестиции в хаусбот они смогут примерно через пять лет. Но уже с первого сезона вышли в операционный плюс. В ближайших планах – перейти с почасовой на круглосуточную аренду. Это позволит выйти на прибыль от 8 млн рублей в год. То есть, с учетом зимы, когда судоходство в Подмосковье не осуществляется, — от 1 млн рублей в месяц до выплаты налогов. Недавно им поступило предложение от крупного инвестора, который, ознакомившись с бизнес-моделью, решил вложиться в строительство хаусботов и отдать их в управление партнерам на выгодных для них условиях.

Ещё одна идея, которую вскоре намерены реализовать парни — хаусботинг по центральной России. Этот вид отдыха довольно популярен в европейских странах. Опыт имеется — у Михаила и Виктора есть шкиперские права, и они уже ходили на хаусботах по Франции. Они уверены, что спрос будет колоссальный. Но, к сожалению, полная реализация этих планов может столкнуться с дополнительными вызовами: береговая инфраструктура практически везде, кроме московского региона, пока дикая.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора