Я — человек, который много и страстно агитирует  за жизнь на воде, решила специально съездить в Париж, чтобы посмотреть, как и кто здесь живет не на суше и почему некоторые французы готовы платить за такую жизнь миллионы евро? Рассказываю.

Мало кто знает, но де-факто в Париже не двадцать округов, а на один больше. Дополнительным,  двадцать первым округом своей столицы, парижане считают реку Сену. На ней расположены (пришвартованы к берегу) более двух тысяч барж, переделанных в плавучие дома. Они давно стали неотъемлемым атрибутом французской столицы.

Некоторым баржам более 100 лет, и зачастую владельцы вкладывают сотни тысяч евро, чтобы превратить отслужившую свое старую лодку в современное, качественное и просторное жилье на воде. Сейчас в центре Парижа добрая треть плавучих домов оценивается в 1 млн евро и выше, а над интерьером работали лучшие дизайнерские бюро. Парижане считают, если ты живешь на барже, это вовсе не повод отказывать себе в роскоши.

Баржа, пришвартованная к набережной на р. Сена (фото автора)
Баржа, пришвартованная к набережной на р. Сена (фото автора)

Французы — большие любители домашнего уюта, и снаружи украшают свои плавучие дома со свойственной им изысканностью. На палубах обязательны мебель из ротанга или бамбука, шезлонги, зонты от солнца и многочисленные экзотические растения в горшках — парижане очень любят завтракать на воздухе, а потом подремать в своем крошечном саду. Часто на палубах оборудуют площадки для фитнеса. Также паркуют велосипеды, байки, а на одном из хаусботов даже была замечена машина-амфибия. Некоторые хаусботы стоят на приколе только зимой, летом они пускаются в плавание по городам и весям — их владельцам нравится путешествовать, не выходя из дома. Тем более, что во Франции отличная инфраструктура для хаусботинга.

Хозяин хаусбота дремлет на террасе (фото автора)
Хозяин хаусбота дремлет на террасе (фото автора)

Местные жители рассказывают, что с каждым годом переехать на баржу хотят все больше парижан, уставших от жизни в четырех стенах, шумных соседей и суеты большого города. Жить на воде в Париже не только модно, но и удобно: находишься в черте города, но вдалеке от шума, загазованности и бесчисленных туристов, плюс имеешь свой личный уютный кусочек природы. А еще очень выгодно — стоит хаусбот примерно на треть дешевле, чем аналогичная по площади квартира в многоэтажке. И можно не платить налоги: на воздух (21 евро в год), на проживание (taxe d'habitation) и на недвижимость. 

Спрос на плавучие дома здесь огромный, и люди могут годами ждать баржу своей мечты. Зачастую хаусботы продаются и покупаются только по сарафанному радио или на аукционах. 

«Баржа мечты» на Сене, в Париже (фото автора)
«Баржа мечты» на Сене, в Париже (фото автора)

Отдельно нужно рассказать про содержание плавучего дома. Место парковки жилых барж в Париже регулируется специальным соглашением. Право на нее не передается (даже по наследству и в случае продажи) и действует пять лет. За хорошее место — с видом на Лувр или Эйфелеву башню — нужно долго и неутомимо бороться. В листе ожидания всегда сотни желающих, но дают всего 10-20 разрешений в год. То есть, да, твоя очередь на «прекрасный вид» может подойти лет через двадцать. За незаконную парковку баржи — огромный штраф, от 200 евро в день и выше. Если повезло, и разрешение на парковку с премиальными видами в кармане, необходимо оплатить 5-6 тысяч евро в год за владение общественным достоянием и соглашение о временном проживании. Также в числе обязательных плат: страховка баржи — примерно 2 тысячи евро в год, топливо — 3-4 тысячи евро в год, техосмотр — до 15 тыс. евро раз в 10 лет, плюс очистка дна от водорослей, борьба со ржавчиной, постоянные расходы на различные ремонтные работы (как я уже сказала, почти все парижские баржи-дома уже в очень солидном возрасте).

Аренда места для баржи (участок не более 40 метров) — от 100 до 1500 евро в месяц в зависимости от приближенности к центру и оборудования набережной. Вода и электричество — от 100 до 1000 евро в месяц, в зависимости от размера хаусбота, потребления и условий соглашения с компаниями, обслуживающими данный район.

Это все, конечно, дороговато, но так как плавучий дом — это не просто проживание на воде, а образ жизни, то французы с романтическим складом характера на этом не экономят. 

Баржа на Сене (фото автора)
Баржа на Сене (фото автора)

В Париже я познакомилась с Валери, которая занимается коммуникациями в одной из крупных компаний и в прошлом году стала владелицей 160-метровой баржи, припаркованной на западе Парижа, в 40 минутах езды от центра. Здесь она проживает со своей семьей и невероятно счастлива тому, что сумела приобрести просторное и эксклюзивное жилье для четверых человек гораздо дешевле стоимости парижской квартиры. Валери рада, что теперь живет и удаленно работает в тихом зеленом уголке. Напротив ее плавучего дома, который она все еще продолжает обустраивать, цветут колокольчики и ромашки, а на завтрак прилетают чайки. 

Валери, владелица плавучего дома в Париже (фото автора)
Валери, владелица плавучего дома в Париже (фото автора)

Еще один мой новый парижский знакомый, Ноэль, владеет настоящим военным крейсером (естественно, списанным), который купил на аукционе за 50 тысяч евро и преобразовал в двухуровневое жилье с террасой и настоящим камином. На это у него ушло почти 30 лет и 300 тысяч евро. Сейчас Ноэль сдает свой хаусбот за три тысячи евро в месяц молодому дизайнеру, но подумывает выставить его на продажу за 700-800 тысяч евро. Он уверен, что такой плавучий дом сейчас «оторвут с руками». 

Ноэль, владелец жилого крейсера в Париже (фото автора)
Ноэль, владелец жилого крейсера в Париже (фото автора)

Впрочем, жизнь на барже в Париже заходит не всем. Так, сосед Ноэля через реку не может сдать свой хаусбот — 120-летнюю баржу огромную с деревянной надстройкой — больше, чем на 3-4 месяца. Жильцы съезжают, прерывая контракт: «не зашло». Он перешел на посуточную аренду, и вот теперь нет отбоя от желающих «недолго пожить-погостить».

Баржа на р. Сена в Париже (фото автора)
Баржа на р. Сена в Париже (фото автора)

Надо сказать, накануне Олимпиады, которая пройдет в Париже уже в июле и августе, спрос на аренду плавучих домов просто дикий — туристы готовы платить за ночь на барже 300-500 евро. В центре города в районе Лувра и Елисейских полей стоимость суточной аренды хаусбота доходит до тысячи евро.

Целых 12 лет жил на хаусботе, пришвартованном в центре Парижа, знаменитый французский актер Пьер Ришар. Его барже, которая с середины 80-х была для него главным домом и которую он недавно продал, уже более 100 лет. Несмотря на возраст судна, Ришар создал там уютное и интеллигентное жилье с гостиной, камином, двумя спальнями, ванной комнатой, кухней и прихожей в рубке для капитана. На палубе — терраса, где частенько по утрам, после пробежки по Елисейским полям, он ловил рыбу со своими соседями. После женитьбы на бразильской топ-модели Сейле Ласерде пришлось переехать в квартиру, так как молодая жена Пьера оказалась слишком высокой (180 см) для его плавучего дома. 

Интерьер плавучего дома актера Пьера Ришара (фото из открытых источников)
Интерьер плавучего дома актера Пьера Ришара (фото из открытых источников)

Это, конечно, далеко не все истории о парижских хаусботах. В следующий раз обязательно расскажу о первом и единственном в Париже отеле на воде, а также плавучих психиатрической клиники и галерее. Такого вы точно еще не видели!

Париижское настроение: завтрак на веранде баржи на реке Сена
Париижское настроение: завтрак на веранде баржи на реке Сена