Обожаю драму. Украшения становятся моими, когда попадают ко мне вместе с сюжетом. А если истории нет — могу выстроить ее сама. Например, вплести колье в роман, чтобы оно стало символом характера героини. Украшения чаще покупаю сама. Вернее, набредаю на них. Это интуитивные покупки, я просто вижу, что мое и беру (и с людьми так). Ценники для меня вторичны. У меня есть серьги с блошиного рынка и те, что надеваю в оперу. Люблю привозить украшения из путешествий и переездов. В моем втором романе действие в двух городах. Из Белграда у меня колье, из Ялты — серьги. Вместе я их еще не носила. Пожалуй, пора рискнуть.

фото Екатерины Манойло
фото Екатерины Манойло

Кулон я привезла из Миры или Миры Ликийской. Это такой античный город в Средиземноморье, на территории современной Турции. Погуглите. Выдолблен в скале, похож на пчелиные соты из песка. Там по преданию служил Святитель Николай, которого обожают в России, а на западе он и вовсе Санта-Клаус. На последнем курсе, на каникулах, я путешествовала по Турции. Решила купить себе кулон, на котором было чернение, вроде абриса святого. А потом было жаркое лето, я много плавала. И еще череда морских каникул. Изображение постепенно затерлось.

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Теперь, когда меня спрашивают, что это за кулон, можно смело сочинить любую байку. Потому что я и сама не могу разглядеть на серебре Святителя Николая. Зато именно так назывался корабль, который доставил меня на Валаам. А там я нашла историю на роман, мой дебют, «Полунощницу».

Кстати, этот кулон ношу как крестик. Когда я хотела в церкви купить себе новый, именно крестообразный — мне сказали, так не положено, носите, какой есть, пока не потеряете. А герой «Полунощницы», Павел, в котором много моего, и вовсе носит крестик в кармане. 

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Слово «цацки» для меня означает золото с камешками. Такие мне дарит муж и я часто ношу их под одеждой, неприметно, для себя. Разве что помолвочное кольцо с бриллиантом, ставшее счастливым.  

В «Белграде», моем втором романе, есть сцена, где героине делают предложение. Эпизод драматичный, и героиня отвечает… Впрочем, без спойлеров. У меня лично было совершенно не так. Муж из Белграда смотался якобы по делам в Москву. Была зима 23-го года, я его отпускать не хотела. Волновалась.

Вернулся под Новый год. Когда в Москве пробили куранты, а в Белграде было только десять вечера, достал коробочку и предложил выйти за него замуж. Его трясло: вдруг я что-то не то отвечу. Меня трясло: вдруг кольцо, как в той серии «Секса в большом городе», будет желтого золота с бриллиантом в форме груши. Но нет! Кольцо было идеальное. Тяжеленькое, классическое. Идеально село. Примерив, мы со страху обнялись, помолчали. Потом еще выпили. И тут он рассказал, как подбирал размер. Нет, он не обвязывал мой пальчик ниточкой во сне. И не крал моих перчаток. Он просто показал в ювелирном мои фотографии. А консультант спросила мой рост и определила размер. А вы говорите, чудес не случается. 

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Только представьте, у женщины первая в жизни презентация первого в жизни романа, она надевает платье и… похожа на Долорес Амбридж из «Гарри Поттера». Такая вся конфетно-розово-с котятками. Глобально менять образ уже поздно. Бросается она к шкатулке с украшениями и там находит вот эти, графичные, сине-зеленые штучки. Надевает, застегивает — и становится интересной. 

За брошь спасибо «Русскому музею». Еще до ковида я как-то встречала в Питере Новый год, и хвост очереди в музей вился до самого Пушкина в сквере. Я отстояла, купила билет, кофе. Согрелась лишь, когда на витрине с сувенирами блеснул этот «Малевич» (я часто даю имена вещам). Признаюсь, эту брошь люблю больше его работ. Супрематизм — великая вещь, точная наука, но в живописи предпочитаю дикую, экспрессивную манеру. Мои творцы — Ван Гог и Врубель. А серьги, просто серьги Ice&High. Часто смотрю коллекции — их дизайнеры, как и я, обожают зеленое стекло.

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Брошь ношу на кармане джинсов, левом, не знаю почему. Когда этим летом прощалась с Белградом, где прожила полтора года и написала одноименный городу роман, пошла бродить по книжным. Писатель всегда писатель.

Когда мы только переехали, современной русской прозы (хотя бы в переводе) в тамошних магазинах было мало, для любителей читать на бумаге — прямо беда. А вот в старом городе в хипстерской такой лавке (с кафешкой внутри, все как мы любим), натыкаюсь на красную обложку «Саша, здраво!» («Саша, привет!» Дмитрия Данилова). А рядом лежит эта брошь. Купила обоих.

Книжка Данилова на сербском, но я знаю язык, смогу ее прочесть, если раньше не подарю автору — любимому мастеру, у которого училась драматургии. А брошь, как видите, на русском. Мне нравится, что ее можно трактовать двояко. И «несу свет» — так говорят про мое обаяние, и «несусвет» — в значении чудачка. Что тоже про меня. 

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

«Два башмака, а какие разные судьбы» — так, кажется, Холмс говорил лорду Баскервилю. Два кольца, которые я порой вот так и ношу на левой руке, тоже из разных миров. То, что похоже на ламу, позолоченное, из Прованса. Точне из Арля, где жил Ван Гог. Я туда поехала на весь день и угорела: на бедном Винсенте паразитируют напропалую. В ночное кафе не зайти даже днем, подсолнухи печатают на салфетках, звездное небо — на скатертях. Я зашла в бутик местного дизайнера, просто перевести дух, завидев там что-то серо-бежевое на витрине. Зашла — и обрадовалась, никакого Ван Гога, все свое, простое, угловатое. Кольцо-лама из треугольников. Примерила и не захотела снять. Получается, как с тем кулоном, только я знаю, что в ламе есть Ван Гог. Мой личный, оригинальный Винсент.

На безымянном — кольцо с эмалью. Зеленое с позолотой. Купила в Исакии. Этот питерский собор, как, скажем, и собор Святого Петра в Ватикане, предпочитаю смотреть снаружи. Внутри он мрачен, грозен, чувствуешь себя букашкой. Наверное, мне нужна была милая безделушка, чтобы примириться с пространством. 

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Это счастливые серьги. Еще не встречала человека, который бы не обратил на них внимания. Они о том, как важно не относиться к себе слишком серьезно. Порой читатели на встречах хвалят, есть риск возгордиться сверх меры. Но! Не в «чайниках».

Их история такая. Мы только познакомились с будущим мужем, не притерлись, и важности делать женщинам подарки он еще не понимал. А мне хотелось вещицу от него. Есть теория про языки любви: кому-то нужны слова, кому-то видеть любимого, кому-то вместе делать что-то. Мне важны подарки и прикосновения. Но ведь на втором свидании так в лоб не скажешь. Поэтому, когда мы случайно забрели на барахолку, где распродавали всякое в пользу приюта для животных, я остановилась у этих сережек, а он, умилившись, — отдал сколько не жалко (такие были условия фонда). Заплатил он прилично. Потом рассказывал, там понял, что я не такая уж избалованная, какой кажусь, а я поняла, что буду с подарками. Может, это хороший совет для первых свиданий — ведите его на благотворительные распродажи.

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Это колье вошло в роман «Белград». Там есть сцена, где муж с женой, переехавшие в Сербию, собираются в театр. Она хочет нарядиться. А для него в приоритете карьера, и поскольку там будет его новая команда, важно, чтобы жена не высовывалась. И вот вместо искрящегося вечернего платья, она натягивает брюки и черную водолазку. Позволяет себе надеть поверх лишь это колье из скрученных серебряных нитей. Но у нее есть тайна. И красное платье для другого, особого случая. 

«Белград» для меня про отношения в браке в смутное время, когда все семейные трещины становятся особенно заметны, когда вы вынуждены приспосабливаться не только друг к другу, но и к чужой стране, языку, окружению. Порой я это колье ношу с синим брючным костюмом, или, как героиня, — поверх черной водолазки. Я часто сама себе ворожу в текстах.

фото Екатерины Манойло
фото Екатерины Манойло

Когда была подростком, украшения мне дарила старшая сестра. А я порой разоряла ее шкатулку без спроса, надевала что-то «на выход», боялась посеять. Она же и пристрастила меня к серьгам. Их у меня пар тридцать, в основном серебро. К моей оливковой коже больше идет желтое золото, но детские привычки неискоренимы. Эти серьги — последние из могикан. Очень их берегу. Интересны тем, что сине-зелено-фиолетовые, подстраиваются под глаза, под море, под крымские сосны. Я купила их в Ливадии, возле дворца есть прекрасный сувенирный магазин.

Раньше я бывала в Крыму каждый год, проезжала с восточного побережья, из Судака и Коктебеля, до Ялты и Севастополя, жила неделю здесь, неделю там, удаленно работала. И как я теперь понимаю, собирала фактуру для романа. Потому что в «Белграде» есть вторая линия, это Чехов в Ялте, его мир, его брак с Ольгой Книпппер, отношения с сестрой и с литературой.

Так вот, побывать у Чехова на Белой даче и купить серьги в Ливадии — два обязательных пункта ежегодных моих поездок. У меня было три пары крымских сережек: с лунным камнем, витое серебро и эти, с глазурованным фарфором. Только фарфор и уцелел. Остальные потерялись. Утонули в море, обронила где-то в предгорьях. Радует то, что все там, в Крыму. Если верить приметам, смогу вернуться.

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Комплект подарил мне муж на день рождения лет восемь тому. Я угорала по комплектам украшений (теперь мне интереснее сочетать разное самой). Серьги показались банальными — эка невидаль, листики. Я уже хотела просить консультанта показать еще что-то, как она, мудрая такая тетка, остановила меня ладонью: подождите. Полезла куда-то в ящички и достала оттуда вот это кольцо.

Неталантливый дизайнер мог бы и туда листочек прилепить, вышло бы мило, но без искры. А так получился комплект с стиле арт-нуво, вдохновленный природой, но не копирующий ее вслепую. В общем, его только и могу носить комплектом. Остальные свои парные украшения забросила, пока не придумаю, чем разбавить. 

фото Екатерины Манойло
фото Екатерины Манойло

И снова Питер в этих стеклянных серьгах. Сама удивляюсь, как много найденного в северной столице осталось со мной. Купила их недавно, после презентации «Полунощницы» в рамках летней ярмарки на Дворцовой. Жара стояла неимоверная. Духота и полный зал народу на презентации, люди толпятся. Я впервые подписала книг столько, что устала рука. И потом торопилсь на «Сапсан», бежала, обвешанная рюкзаками и шопперами, но не смогла пройти мимо витрины с такими серьгами. Понравилось, что они невесомые и сочетание цветов такое медно-морское. Захотелось свой неожиданный питерский успех как-то материализовать.

Эти серьги я надевала на премию МХТ, которую вручали на главной сцене театра. Обычно за моими распущенными волосами сережек не видно, но эти оценили по достоинству.

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

У меня раньше было спецплатье для знакомства со старшими родственниками мужа, ну и вообще со старшим поколением. Скромное, длинное, элегантное. Со временем я расслабилась и меньше с ума схожу по тому, кто что обо мне подумает. Но вот этот комплект подобрался к тем же целям. Кроме того, мне идет жемчуг (вот написала и думаю, а кому не идет?). Серьги подарила моя подруга из вуза, Диляра. Она всегда комплементировала моим мозгам, говорила, что вот эти завитки серебра для нее символ причудливой мысли. Ожерелье с бантиком я подобрала сама, в одном белградском магазине. Бренд не помню, зато выучила сербское слово «огрлица». 

фото Екатерины Манойло 
фото Екатерины Манойло 

Как и серьги-чайники, это колье без комплиментов с вечеринки не уходит. Муж подарил мне его на Кипре. Я просто увидела это сердце на уличной распродаже (выше я рассказывала, как проделывать этот фокус с подарком). Подвеска довольно крупная и так любопытно покрашена, будто и старое золото, и новое одновременно. Да еще эта ассиметрия. В романах его пока нет, зато я надеваю его на милонги. Танго-танцульки. Увлекаюсь аргентинским танго. Сочетаю его с черным летящим платьем на тонких бретельках.

фото Екатерины Манойло
фото Екатерины Манойло

Думаю, это колье дало цвет обложке моей «Полунощницы». Когда позвали на «Лицей», на Красную площадь, попросили одеться поярче. За сутки попросили. А у меня уже был льняной костюм цвета слоновой кости. Положение спасли, как всегда, аксессуары — ярко-рыжая сумочка и вот это колье из магазина “P.S.” в Белграде. Они специализируются на вечерних нарядах и крупных вычурных украшениях. На солнце это колье играет и переливается.

А обложку «Полунощницы» изначально прислали в чернильно-лиловом оттенке. Я попросила сменить цвет на что-то водяное, ладожское. И когда получила макет с похожим, зелено-голубым тоном, поняла — то, что надо.