Работа психолога по вопросам детско-родительских отношений может оказаться непростой. И дело вовсе не в «колючих» подростках. Многие родители списывают плохое поведение ребенка на его характер или дурную компанию, а психолога ошибочно воспринимают как воспитательно-карательную меру. Специалист в этой схеме играет роль еще одного «умного взрослого», который должен объяснить нерадивому чаду, что «он плохо себя ведет». Желая исправить ребенка, родители зачастую отрицают личную причастность к проблеме. Но по мнению психолога Ирины Чудновец, подобный подход не только не улучшает взаимоотношения, а напротив, увеличивает пропасть непонимания между родителем и подростком. 

«Корень проблем взрослеющих детей нужно искать внутри семьи, а воспитание начинать с самого себя», — уверена эксперт. Мыслями о том, с чего начинать изменения и как сохранять спокойствие в общении с детьми, Ирина поделилась в интервью для моего блога.

Ирина, расскажите свою историю: как и почему вы пришли в профессию?

Ирина: С психологией мне посчастливилось познакомиться еще в студенческие годы. Я училась в техническом университете, и данный предмет не был основным, но уже тогда привлек мое внимание. После рождения детей я поступила на факультет психологии, чтобы лучше понять детскую психику.

В то время я не предполагала, что однажды свяжу свою жизнь с этой замечательной профессией. Все начиналось с увлечения для себя: мне хотелось, чтобы мои дети росли здоровыми не только физически, но и психически. Но я настолько увлеклась этой наукой, что захотелось углубляться в нее дальше и дальше. 

Интересно, что за 10 лет мой интерес к психологии не пропадает, а только усиливается. Копилка знаний с годами пополняется, я открываю для себя новые направления и практики. Сейчас заканчиваю магистратуру по такому сложному и вместе с тем интересному направлению, как клиническая психология. 

Пришло время, когда мне захотелось поделиться накопленным опытом. Это привело к созданию нескольких проектов и курсов для уверенных родителей. 

Для кого предназначены ваши курсы?

Ирина: Основная цель моих проектов — помочь родителям пережить довольно сложный период переходного возраста у детей.

Практически каждый родитель в определенный момент жизни сталкивается с непростыми вопросами: ребенок перестает слушаться, с головой уходит в гаджеты, становится более агрессивным и грубым в общении. В такой момент с ним очень сложно договориться. 

Задача проектов, как и задача всей моей работы, заключается в том, чтобы помочь родителям. В первую очередь объяснить, почему с ребенком происходят перемены, и почему это является частью нормы. И конечно же, предложить практические рекомендации: как сократить данный период и завершить его благополучно для каждого члена семьи.

Ирина Чудновец, детский психолог и трое ее детей. Фото из личного архива Ирины
Ирина Чудновец, детский психолог и трое ее детей. Фото из личного архива Ирины

Ирина, что в профессии дарит вам радость?

Ирина: Самый прекрасный момент в работе, когда ребенок сам осознает, что с ним начинают происходить изменения. Когда его внутренний мир трансформируется, и он сам это замечает. Этот процесс крайне важен.

Обычно детей на консультацию приводят в одном из двух состояний: «зайчонок» или «волчонок». «Зайчонок» робкий и неуверенный в себе, родители уговорили его прийти к психологу или привели за руку. Его противоположность — это агрессивный, скрытный «волчонок», которого родители заставили обратиться к специалисту. И в большинстве случаев это происходит при помощи шантажа. Каждый из этих детей уникален. К каждому нужно подобрать особенный ключик. И когда это удается, получается наладить контакт, ребенок понемногу открывается и начинает доверять, а его боль излечивается, это, на мой взгляд, и есть профессиональное счастье.

Наверное, подростки — главная любовь моей жизни. Это удивительный мир, которой живет невообразимой жизнью. У подростков всегда найдутся для вас нестандартные вопросы, у них не банальные проблемы и собственный взгляд на вещи, хоть и не всегда практичный. И это одна из главных прелестей этого возраста.

Что в профессии психолога можно назвать наибольшим испытанием? Что может огорчить или дается сложнее всего?

Ирина: Как не удивительно, но самое сложное, это работа с родителями. Многие приводят ребенка с запросом: «Почините его». Это утрированная, обобщенная фраза, которая в каждом отдельном случае скрывает вполне определенный запрос. Например, «Мой сын Петя со всеми дерется, сделайте его нормальным». Или «Моя дочь Катя всегда была послушной и прилежной, а сейчас сидит угрюмая, ничего не хочет и ни с кем не общается — сделайте ее нормальной». 

Подобных запросов в моей практике очень много. В каждом случае они сформулированы по-разному, но их объединяет одно — родители приводят ребенка, чтобы что-то с ним сделать. В ответ я стараюсь объяснить, что ребенок не живет сам по себе. Он находится в системе под названием «семья», и если эта система работает слаженно, оптимально и функционирует без сбоев, то у ребенка созданы все условия, чтобы развивать свои способности.

Ирина, есть ли какой-то пример из практики, который оставил яркое впечатление?

Ирина: Буквально на днях ко мне пришла мама с редким в практике вопросом: «У моего ребенка есть сложности. Что мне сделать, чтобы изменить его поведение?». 

Это был первый, и надеюсь не единственный случай, когда взрослый приходит с осознанным понимаем: чтобы получить изменения в окружении, необходимо поменять что-то в себе. Именно так выглядит правильный подход, который приводит не только к сокращению времени на работу с запросом, но и на результат. Результаты становятся более видимыми за наиболее короткий промежуток времени.

Ирина Чудновец. Фото из личного архива Ирины
Ирина Чудновец. Фото из личного архива Ирины

Можно ли сказать, что современные родители становятся все более осознанными? 

Ирина: Родители стараются стать более осознанными. Это не всегда удается, потому как информация из книг, журналов или статей не всегда помогает изменить что-то в себе. Чтобы стать более осознанным родителем в первую очередь необходимо стать более осознанной личностью. Это довольно сложный этап, и одной информации бывает недостаточно. 

Но если родителю не получается привести собственную жизнь к счастливому состоянию, то это вряд ли получится сделать с ребенком.

Ирина, поделитесь лайфхаками: как родителям сохранять спокойствие при воспитании детей?

Ирина: Если у родителей накапливается внутреннее напряжение, то лучше всего заняться собой. Но ошибка в том, что под советом «заняться собой» многие понимают «лечь и полежать». На самом деле взрослому необходимо найти интересы, которые будут вдохновлять, увлекать и наполнять его жизнь.

Прекрасная фраза: «Только у счастливой мамы может быть счастливый ребенок». Если же мама несчастна сама по себе, то ребенка извне счастливым не сделать.