Снегурочка приходит в нашу жизнь с раннего детства. Кто из нас не стоял около пушистой ёлки и не выкрикивал заветный позывной «Сне-гу-роч-ка!!! Снегурочка....», и с замиранием сердца ожидал прихода извечной спутницы Деда Мороза, беспокоясь, как она там добралась из своего заполярного ледового мира, страны мамонтов и вечной зимы, из виртуального небытия, в нашу московскую теплую новогоднюю реальность, наполненную запахом мандаринов, елки и ожиданием чуда. И невольно забываешь, что в любой момент она может растаять, рассыпаться на миллион пикселей снежинок, что время так быстротечно и что еще год стремительно пролетел. Но Снегурочка улыбается, озорно глядя из под заснеженных ресниц, и, поведав о своих странствиях между мирами, неизменно дарит нам подарки, радостно возвещая: «С Новым годом!»
— Расскажи о звездных проектах со знаменитостями мирового масштаба?
— Вообще я всегда любила писать портреты. Мне было интересно найти место портретной живописи в современном мире, найти возможность делать их актуальными. Вся история со звездами началась с того, что журнал «Vogue» заказал мне портрет Натальи Водяновой и это превратилась в целый проект и настоящее приключение. Наталью я писала в Москве с натуры, а потом другой ее портрет был написан в Сассексе в ее поместье в Англии.
Также один из портретов был выставлен на моей выставке в Нью-Йорке, а другой на Венецианской биеннале. Там она предстала в образе Дориана Грея. Конечно, ее удивительное лицо с такими русалочьими инопланетными глазами очень вдохновляет и бесспорно, Наталья поразила меня своим профессионализмом, способностью отразить любую эмоцию и состояние, а также открытостью к смелым идеям и проектам. Так однажды я обратила внимание, что мы видим фото губ, глаз, лиц, обнаженных фигур известных моделей, но ведь интересно было бы увидеть внутреннюю сущность. Так родилась идея сделать фото сердца Натальи Водяновой для ее благотворительного проекта «Обнаженные сердца». Наташа побывала у кардиолога и там на приборе сделали видеозапись ее сердца.
Потом был сделан обнаженный портрет скандального французского писателя Фредерика Бегбедера, известного по роману «99 франков» и многочисленным экранизациям. Мне нравилось читать его книги, наполненные таким, иногда едким французским юмором, и неизменно поднимающие настроение. В одной из них, а именно во «Французском романе» я наткнулась на фразу о том, что завсегдатаем вечеринок в доме и другом отца Фредерика был мой галерист Альберт Бенаму. Я позвонила Бобу и он, узнав о моей хулиганской идее, засмеялся и дал мне телефон Фредерика. Таким образом я встретилась со знаменитым писателем и затем его портрет был выставлен в Гран Пале, правда прикрытый, словно фиговым листком, его книгой «99 франков». И это несмотря на то, что рядом на соседних стендах висели совершенно откровенные изображения женских обнаженных фигур. Вот вам и равноправие мужчин и женщин! Надо отметить, что наш стенд (картину представляла галерея OrelArt), пользовался неизменной популярностью.
Надо сказать, что именно Фредерик Бегбедер и натолкнул меня на идею сделать целый проект необычных портретов, рассказав о знаменитой книге своего друга Мишеля Уэльбека «Карта и территория». Там художник пишет невероятные портреты разных людей, объединённые идеей «Человек и его профессия».
Так же мне повезло написать с натуры легендарного режиссера Эмира Кустурицу в образе охотника, подстрелившего диснеевских зверюшек: Скруджа Мак Дака и Пумбу. Такая рефлексия на засилие американской поп-культуры. Эмир посетил выставку, на которой была выставлена эта работа, и даже устроил маленький перформанс, купив пачку поп-корна. Выставка проходила в рамках кинофестиваля в кинотеатре «Аврора» и было очень забавно что Кустурица ест поп-корн в кинотеатре. Мне повезло, что ему понравилась моя видеоинсталляция «Светофор», которая потом была представлена в Сербии на его замечательном фестивале «Кустендорф».
Так же, уже работая над проектом с портретами, я написала портрет титана французского кинематографа Жерара Депардье, который позже был представлен на выставке в Париже. Меня с ним познакомил Михаил Баженов в Санкт-Петербурге, когда Депардье прилетел на день рождения ресторана «Барбареска» и привез для всех шикарный торт, фуагра, и конечно, свое знаменитое вино. Я показала ему каталог с моими работами, честно предупредив, что мои идеи подчас сумасбродны и парадоксальны, но к счастью, работы ему понравились, и он согласился, просто сказав: «Я последую за тобой».
Впоследствии, я так же написала Жерара в образе бога вина Диониса для проекта, который мы делали с издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Для создания проекта мне посчастливилось побывать на знаменитых виноградниках Жерара Депардье под Парижем. Гениальный актер полностью перевоплотился в «бога вина», а его друзья разыграли свиту фавнов и нимф. Так что я стала свидетелем явления Диониса. Очень жаль, что это не записали на видео. Жерар оставил на пергаменте отпечатки своих ладоней и ступней, которыми он мял виноград для изготовления вина. Это отражало размышления о следе личности в истории. И так же вином Жерар сделал несколько экспрессивных рисунков. Проект был представлен в Зимнем дворце в залах Эрмитажа этим летом.
Также для этого проекта был создан портрет с поцелуем гениальной балерины Дианы Вишнёвой с отпечатком её губ на пергаменте. Она предстала в образе Ариадны. И именно образ Ариадны, которую она блестяще танцевала в балете Марты Грэм, является знаковым для Дианы. Я постоянно продолжаю работать над проектом с серией портретов и моими героями становятся разные люди, а не только селебрити.
— В чем сила современного искусства?
— Думаю, в его свободе и многогранности, бесстрашии исследовать мир во всех его проявлениях. В способности смотреть на привычные вещи под неожиданным углом, проявлять свою индивидуальность. В разнообразии техник (видео, живопись, скульптура, перформанс ) донесения своих идей.
— С чего начать знакомство с искусством?
— Пожалуй, с первых наскальных рисунков, удивительных по силе и экспрессии, когда художник был шаманом и проводником в духовный мир, человеком, который указывал путь всему племени.
— Любимые художники и направления в искусстве.
— Пожалуй, невозможно выбрать кого-то особенно любимого. Столько восхитительных мастеров из разных эпох. И пламенный Эль Греко, и Ван Гог, Кандинский, Родченко .... Из современных — Ансельм Кифер. Что касается направлений в искусстве, то тоже очень многое нравится, но на данный момент привлекает то, что мной недостаточно изучено. Это и оп-арт (оптические иллюзии), и абстрактный экспрессионизм, очень вдохновляет архитектура московского средневековья, которую я заново для себя открыла.
— Главный источник вдохновения?
— Почему-то принято думать, что источником вдохновения должно быть что-то прекрасное. Но прекрасное ведь прекрасно само по себе. Это скорее объект созерцания, там часто нет места для действия, креатива, ничего не хочется менять, а просто застыть от восторга. Для меня источником вдохновения может послужить, как ни странно, и что-то совсем «трэшовое». Какие-нибудь скучные, унылые новостройки в серых спальных районах. Сразу приходит в голову, какие арт-объекты можно было бы тут поставить, какими фантастическими образами можно наполнить это пространство и преобразить мир людей, которые тут живут. Сделать из гиблой зоны место притяжения, источник креативных мыслей и загадать какую-нибудь загадку.
— Где можно увидеть работы в ближайшее время?
— Я продолжаю активно участвовать в крупных музейных выставках. Запланировано несколько выставок в двух столицах. В Петербурге моих Снегурочек можно будет встретить 21-22 декабря 2024 года в стенах галереи КGallery на ярмарке «Из профессорской квартиры». В Москве же мои Снегурочки будут зажигать сразу на нескольких площадках: на выставке «Catalogue» на стенде галереи «Арт-Маг» Елены Крыловой, а с 19 декабря на выставке в пространстве «Cube Moscow», которую также организует Елена Крылова. Очень люблю осваивать разные пространства. Например, с куратором Викторией Нассер (известной множеством выставок, в том числе в музее стрит-арта в Бейруте и скандальной, нашумевшей в Нью Йорке выставкой «Трампомания») планируем показать интерактивный проект «Арт -Масленица» в одном новом культурном пространстве и арт-резиденции для художников. Это место Виктории и Аяда Нассер в Тульской области, недалеко от Москвы. Покажем живопись, скульптуру видео и потрясающие креативные блины.