Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Я присоединилась к гонке на самом продолжительном и сложном этапе на Байкале. Пять команд основного зачета: «АктивРейд», «Белые орлы», «Находка», «Все свои», «Prototech», «Майские жуки» уже проехали большую часть пути и готовились к самому сложному этапу гонки — преодолению зимней Байкало-Амурской магистрали (БАМа), которая считается практически непроходимой для автомобилей.

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Перед стартом командам предложили «Золотой конверт» — самое сложное задание. Участники должны были преодолеть 110 зимник — ледовую дорогу около Байкала, имеющую пятую (наивысшую) категорию сложности во внедорожном спорте. И при этом собрать точки «культурной навигации» по маршруту. «Ваша миссия пройти 110 зимник от КПП «Джергинский заповедник» до Нового Уояна. За выполнение этого задания команда получит 250 баллов», — напутствовал участников главный судья Вадим Усков.

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

По правилам гонки «Экспедиция Трофи» в команде должна быть одна женщина. Так я оказалась в составе экипажа «Креветка». Олег Виноградов («Национальная служба новостей»), ведущий ютьб-канала Василий Максимов и фотокорреспондент ТАСС Александр Рюмин на автомобиле JAC начали автопробег в Мурманске. 

Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой

К моменту нашей встречи они были уже «тертыми калачами» и старались беречь меня и автомобиль JAC. Большую часть дороги я проехала как пассажир, наслаждаясь красотами дороги и делая эффектные снимки. 

Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой 
Фото из личного архива Елены Мясниковой 

Перед преодолением сложного маршрута на БАМе участники должны были собрать как можно больше карточек с логотипом гонки, расположенных по заранее объявленным координатам. Карточки участники сдавали на финише. Все это проходило на залитом солнцем зимнем Байкале. Зима в этом году выдалась теплая и лед не так давно встал. Он гладкий, чистый, покрыт красивыми узорами из трещин. Яркие машины гонщиков смотрелись на нем очень эффектно.

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Наши пути с участниками основного зачета разделились. Судьи решили, что наблюдатели за гонками поедут по федеральным трассам. Нам надо было добраться к финишу 8 марта на специальный участок во Владивостоке — сопке  «Холодильник» — это самая высокая точка в городе.  

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

За время путешествия мы преодолели около 3500 километров. Так долго в машине я еще не проводила время. Мы наблюдали за участниками гонки по он-лайн трекеру. И видели, что за четыре дня пути они не останавливались, движение было непрерывным. Ведь им надо было посетить города-побратимы на БАМе, зафиксировать нахождение там коллективной фотографией и сделать видео-интервью у участников этой  комсомольской стройки о самом ярком воспоминании их молодости.

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Маршрут нашего автомобиля JAC проходил от Ольхона до Улан-Уде, далее мы встали на трассу до Читы. Посчитала, что за это время мы прошли: 5 марта — 1011 километров, 6 марта до Хабаровска нам оставалось 1790 км, и мы этот план выполнили, далее 1200 километров до Владивостока. Успели заехать в Хабаровск сфотографироваться на фоне моста через реку Амур, который изображен на купюре в 5000 рублей. При подъеме на гору немного тормознули. Но шины Айкон Тайрес вывезли. 

Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой

По дороге узнала, что в России есть город с климатом как на Марсе. Это город Чернышевск — станция с самой морозной зимой на Транссибе — Национальной Русской Дорогой, и с самыми большими годовыми перепадами температур в 101 градус, почти как на Марсе. Средняя температура лета в июле + 20,6 градусов, как в Воронеже, средняя температура зимы в январе минус 30 градусов — как в Арктике. Зима тут сухая солнечная с голубым итальянским небом. Заехали в единственный город в России, который назван по имени-отчеству, а именно в честь основателя Хабаровска Ерофея Павловича. Интересно, как называют горожан?

Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой

Победителем юбилейной 20-й гонки («Экспедиция-Трофи» впервые прошла в 2005 году) стала команда «АктивРейд» из Самары. Главный приз команде-победителю — шесть золотых медалей-жетонов.

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Кроме главного приза в «Экспедиции-Трофи» еще три номинации. Приз «Дух Экспедиции» традиционно получает самая отзывчивая и добрая команда, по мнению самих участников. Победителем в этой номинации стала команда ветеранов, неоднократных участников гонки, «Майские жуки». Приз «Серебряная звезда» — лучшему участнику «Экспедиции-Трофи 2025», которым по мнению гонщиков стал Сергей Тимофеев, капитан «Майских жуков».

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами

Победитель в номинации «Социальный проект» определяется голосованием участников, организаторов и представителей СМИ на финальном брифинге. Среди проектов этого года были: поддержка районных школ и мероприятия для детей и подростков, связанные с 80-летием великой Победы; проблемы микропластика в мировых океанах, морях и реках России; пожертвованные иконы Фонда Архангела Михаила храмам по маршруту гонки и другие. Лучшим социальным проектом «Экспедиции-Трофи 2025» стал проект команды «Находка» — просветительская деятельность и поддержка книгами районных школ.

Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой

Команда «Находка» в каждом городе дарила книги детям, но все это было довольно формально. И только в Хабаровске ребята из интерната для слабослышащих детей подготовили концертную программу и ждали встречи. Для них было важно живое общение с участниками гонки, возможность залезть в салон автомобиля, почувствовать вибрацию капота, погудеть клаксонами. Именно для таких моментов люди отправляются в путешествие на край земли, чтобы проверить не только себя, но и принести что-то новое в жизнь других людей.  

Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фотограф Андрей Каменев, фото предоставлено организаторами
Фото из личного архива Елены Мясниковой
Фото из личного архива Елены Мясниковой